Как найти свою нишу на рынке услуг?
Чтобы стать успешным и хорошо зарабатывать, нужно найти свою нишу. То есть услугу, которая будет востребована клиентами и хорошо оплачиваема.
В этой статье я расскажу, как найти свою нишу на рынке услуг и разобраться, чем вам будет интересно и выгодно заниматься. Воспользоваться техникой смогут те, кто уже выполнил несколько проектов для клиентов.
Поиск ниши состоит в том, чтобы определиться:
- С какими клиентами вам выгодно и комфортно работать?
- Какие услуги вам выгодно и интересно оказывать?
-
Какие у вас имеются конкурентные преимущества, которые привлекают нужных клиентов в выбранной рыночной нише?
На первый взгляд, все просто. Однако на практике с ходу ответить на эти вопросы не получается. Чтобы разобраться в проблеме, следуйте инструкции ниже.
1. Скопируйте таблицу 1 из статьи и распечатайте ее в нескольких экземплярах
Каждая таблица должна быть на отдельном листке. Выберите несколько проектов (оптимально от 15-20 проектов), которые вы делали для разных заказчиков, и заполните информацию о проектах в таблицах максимально подробно.
Чтобы техника сработала, выберите разные проекты, в том числе успешные и неуспешные, незавершенные, неудачные, проекты с сорванными дедлайнами и другими проблемами.
Таблица 1. Карточка проекта для поиска ниши
1 |
Пол |
|
2 |
Возраст (точный или примерный) |
|
3 |
Место проживания (страна, город) |
|
4 |
Сфера деятельности |
|
5 |
Должность |
|
6 |
Размер бизнеса (частное лицо, самозанятый, микро, малый, средний, крупный бизнес) |
|
7 |
Тип проекта (что заказывали) |
|
8 |
Бюджет проекта |
|
9 |
Почему выбрали вас в качестве исполнителя (по вашему мнению)? Чем подробнее, тем лучше. Указывать, что у вас была самая низкая цена, нельзя. Ищите другие причины. |
|
10 |
Оценка клиента (оставил отзыв, доволен, не доволен) |
|
11 |
Ваша оценка проекта (успешен проект, не успешен) |
|
12 |
Что вам понравилось в работе над проектом? |
|
13 |
Что вам не понравилось в работе над проектом? |
Скачать таблицу с Яндекс.Диска
Чтобы вам было проще, привожу пример заполненной таблицы по одному из абстрактных заказчиков:
1 |
Пол |
Мужской |
2 |
Возраст |
30-40 лет |
3 |
Место проживания (страна, город) |
Россия, Москва |
4 |
Сфера деятельности |
Пиццерия |
5 |
Должность |
Собственник, директор |
6 |
Размер бизнеса (частное лицо, самозанятый, микро, малый, средний, крупный бизнес) |
Микро бизнес |
7 |
Тип проекта (что заказывали) |
Сайт-визитка |
8 |
Бюджет проекта |
30 000 руб. |
9 |
Почему выбрали вас в качестве исполнителя (по вашему мнению)? Чем подробнее, тем лучше. Указывать, что у вас была самая низкая цена, нельзя. Ищите другие причины. |
|
10 |
Оценка клиента (оставил отзыв, доволен, не доволен) |
Доволен, оставил положительный отзыв. |
11 |
Ваша оценка проекта (успешен проект, не успешен) |
Успешный |
12 |
Что вам понравилось в работе над проектом? |
|
13 |
Что вам не понравилось в работе над проектом? |
|
2. Разложите карточки с таблицами
Вам нужно разложить отдельно таблицы, в которых:
- Вы и клиент оцениваете проект как успешный.
- Вы оцениваете проект как успешный, а клиент – как неуспешный.
- Вы оцениваете проект как неуспешный, а клиент – как успешный.
-
Вы и клиент оцениваете проект как неуспешный.
3. Возьмите карточки из первой стопки, в которой вы и клиент оцениваете проект как успешный
Проведите их анализ по схеме:
- Посмотрите карточки с самыми высокими бюджетами.
- Обратите внимание, что общего между клиентами из данных карточек? Например, у них одинаковый возраст, схожие сферы деятельности, тип бизнеса, что-то еще? Выпишите одинаковые или схожие параметры – это ваша целевая аудитория.
- Обратите внимание, какие услуги заказывали данные клиенты. Найдите общее у проектов. Это услуги, которые вам выгодно оказывать.
- Посмотрите, почему данные клиенты выбрали вас на проект? Найдите схожие причины. Это – ваши конкурентные преимущества, которые нужно развивать.
-
Посмотрите на то, что вам не понравилось в процессе выполнения проектов. Это – ситуации, с которыми вам нужно учиться работать, чтобы получить больше клиентов.
4. Возьмите карточки из стопки 4, в которых вы и клиент оцениваете проект как неуспешный
Проведите их анализ по схеме:
-
Обратите внимание, что общего между проектами из данной категории? Найдите схожие проблемы. Это признаки проектов, за которые вам не нужно браться. Подумайте над тем, чтобы отказываться от таких заказов или заказчиков, ведь завершить успешно такой проект у вас не получается.
5. Возьмите карточки из стопок 2 и 3, в которых вы или клиент оцениваете проект как неуспешный
-
Найдите общее между этими проектами. Это – признаки проектов, в которых вам нужно быть бдительными. Возможно, такие проекты не стоит брать или необходимо выбирать их осмотрительно, будучи готовым к определенным проблемам.
Следуя этой технике, вы сможете быстро и просто найти выгодную для вас рыночную нишу. Найти услуги, которые вам выгодно оказывать, определить свои конкурентные преимущества и виды клиентов, с которыми вам комфортно работать.
Чтобы вам было проще искать нишу на рынке, я сделал готовый файл с таблицей. Вы можете скачать файл с Яндекс.Диска и распечатать нужное вам количество карточек с таблицами.
Полезные статьи по теме:
- 7 вариантов позиционирования для фрилансеров
- Как бороться с демпингом со стороны конкурентов?
- Как повысить ценность своего продукта?
Отправить комментарий
Около половины клиентов на биржах не публикуют проекты в ленте, а ищут специалистов через каталог фрилансеров. Он есть практически на любом ...
Воронка продаж – маркетинговый термин, описывающий процесс продажи товара или услуги. Процесс продажи состоит из нескольких этапов, на каждом из ...