10 опасных ошибок в техническом задании
Техническое задание описывает работы, которые должен выполнить исполнитель, и требования к ним. Кажется, опиши все подробно в ТЗ – и проблем на проекте не будет! На практике многие ТЗ содержат опасные ошибки, которые могут серьезно «аукнуться» исполнителю. Давайте разберемся, что нельзя делать в техническом задании? Чтобы было нагляднее, приведем реальные примеры.
1. Недостаточная конкретность
Опасная ошибка, которая может привести к переработкам. Например, в ТЗ указано: «исполнитель обязан написать текст объемом 2000 знаков». Исполнитель считает знаки с пробелами, а заказчик – без пробелов. ТЗ определенность не вносит – про пробелы в нем информации нет.
Правильно написать: «исполнитель обязан написать текст объемом 2000 знаков с пробелами», если вы считаете пробелы.
Или еще пример. В техническом задании написано: «уникальность текста должна быть не менее 80%». Вроде бы все хорошо, но возникает вопрос: в какой системе считается уникальность? Клиент смотрит в одной, вы – в другой. Значения получаются разные. Назревает конфликт.
2. Конкретное значение вместо интервала
Ну вот, мы написали «2000 знаков с пробелами». Кажется, все учли. А нет! Сдаем заказчику текст, а там «всего 1998 знаков». Клиент не доволен – работа не соответствует ТЗ. И он прав! Теперь вам придется думать, как сдать текст объемом ровно 2000 знаков. Кстати, если получится 2001 знак – это тоже нарушает ТЗ.
Правильно написать: «исполнитель обязан написать текст объемом до 2000 знаков с пробелами» , но на такую формулировку может не согласиться заказчик. Ведь вы можете написать текст объемом 500 знаков, и он тоже подойдет под эти требования. Поэтому еще лучше написать так: «исполнитель обязан написать текст объемом от 1800 до 2000 знаков с пробелами». Все конкретно, и для вас есть некий интервал по объему.
3. Использование интервала вместо конкретного значения
И это может быть ошибкой! Например, вы пишете в ТЗ: «сайт должен корректно открываться во всех современных браузерах». А что это такое, современные браузеры? Для клиента – IE 6 – тоже вполне современный, установлен на компьютере, который пылится на даче и редко включается. Но ведь работает!
Здесь важно указать в ТЗ закрытый перечень браузеров и их версий, в которых вы гарантируете корректную работу сайта.
4. Гарантии невозможного
Этот пункт особенно важен для специалистов, работающих в сферах, где невозможно гарантировать результат. Например, при продвижении сайтов невозможно гарантировать, что проект займет определенные позиции. Ведь сами позиции зависят от компьютера, с которого задается запрос. Какие позиции считать «правильными»?
Поэтому желание гарантировать то, что нельзя гарантировать – опасная игра. Может выйти боком. Многие производители софта не гарантируют, что их программы будут работать корректно и поставляют их на условиях «as is».
5. Отсутствие определений к терминам
Если в техническом задании используются термины, которые не имеют общепринятого значения, необходимо добавить в ТЗ список этих терминов с определениями. Этим вы обезопасите себя от ситуации, когда клиент поймет одно, а вы будете иметь в виду другое.
Например, вы решили писать тексты для SEO-агентства, а что данное агентство понимает под термином «вхождение ключевой фразы в текст» – в ТЗ не зафиксировали. В итоге не понятно, можно или нет менять слова из запроса местами, добавлять между словами предлоги, чтобы фразы выглядели более естественно, менять падежи у слов или число. Клиент может присылать бесконечные правки к оптимизации текста.
6. Наличие субъективных требований
Приветствуется заказчиками, но не рекомендуется для исполнителей. Особенно если вы работаете в творческой сфере, где оценка результатов сильно зависит от субъективных факторов. Например, не стоит писать в ТЗ: «написать яркий и позитивный текст о компании». Вы замучаетесь такой текст писать, и доказывать, что текст после 102 правок уже «достаточно яркий».
Чтобы клиент понимал, какой текст он получит, а вы – что писать, можно добавить в техническое задание тезисный план текста. Если вы – дизайнер, добавьте в ТЗ набросок дизайна. Ну и так далее, в зависимости от профессии.
Главное: субъективных требований в ТЗ быть не должно!
7. Неполное ТЗ
Хуже сорванного дедлайна, честное слово! Например, вы подробно описали функционал сайта, а добавить структуру в техническое задание – забыли! И начались прения с клиентом: вы думали делать сайт из 10 страниц, а клиент уверен, что страниц должно быть 100, и не меньше!
А еще возник вопрос, кто должен писать тексты для сайта? Клиент уверен – разработчик, а в ТЗ про то, кто должен предоставить контент – ничего не сказано.
8. Все, что не оговорено, выполняется на усмотрение исполнителя
Отсутствие этой фразы в конце ТЗ может привести к сюрпризам во время выполнения проекта. Добавляйте ее во всех технические задания, которые составляете.
9. Устное ТЗ
Сто раз об этом говорили, но напомню: устно согласованное ТЗ – значит отсутствие всякого ТЗ. Даже если вы запишете слова клиента на диктофон, вам придется доказывать, что это голос вашего клиента. Проще зафиксировать техническое задание в письменном виде. На крайний случай отправить ТЗ на электронную почту заказчика, и получить от него ответ, что ТЗ принято, клиент с ним согласен.
10. А клиент в курсе, что написано в ТЗ?
Убедитесь, что клиент внимательно прочитал техническое задание минимум 2 раза, и у него нет вопросов. Ошибочно думать, что можно написать в ТЗ любые требования к проекту, а если заказчик их не прочитал – это его проблемы. Это ваши проблемы! Если клиент не прочитал ТЗ, значит, он считает его формальностью, а при реализации проекта потребует делать «как он сказал, а что написано в ТЗ – это не важно». Можно, конечно, идти на конфликт, но зачем он вам нужен?
Поэтому вместе с клиентом внимательно прочитайте ТЗ. Объясните, что это не формальность. Согласуйте ТЗ с клиентом, убедившись, что клиент согласен со всеми формулировками в техническом задании. И только после этого приступайте к работе!
Полезные статьи по теме:
- Как отвечать на проекты клиентов?
- Как сделать идеальный бриф для клиента?
- Саботаж со стороны клиента – что делать?
Отправить комментарий
Вам предлагают интересный заказ. Но есть нюанс. Прямого контакта с заказчиком нет, зато есть посредник, через которого нужно работать. Соглашаться ...
Многие заказчики станут постоянными клиентами, если следовать простым правилам. Давайте разберемся, как стать ценным сотрудником или фрилансером, ...