Как сделать идеальный бриф для клиента? Примеры брифов на услуги
![Как сделать идеальный бриф для клиента? Примеры брифов на услуги](/sites/default/files/illustrations/brief_1.jpg)
Есть много мнений, нужен или нет бриф. Давайте разберемся, стоит ли использовать брифы и как правильно составить этот документ. Начнем с определения, затем рассмотрим другие вопросы.
В конце статьи Вы сможете скачать примеры брифов на популярные услуги.
Что такое бриф?
Бриф – это файл со списком вопросов, на которые отвечает заказчик. Заполняя бриф, клиент описывает свою задачу и дает информацию, необходимую для расчета примерных сроков и стоимости проекта.
Посмотрите видео, в котором подробно раскрыто значение этого документа:
Когда нужен бриф?
Брифы нужно использовать не всем и не всегда. Действительно данный инструмент нужен фрилансерам в следующих ситуациях:
- Вы оказываете сложные услуги. В этом случае бриф должен структурировать мысли и желания клиента. Например, клиент хочет заказать сайт, но не представляет, какие функции могут быть на его проекте. Вы даете ему бриф с перечнем возможного функционала (каталог товаров, форма обратной связи, онлайн-консультант и т.д.) – и клиент выделяет то, что хочет получить.
- Работаете в сегменте высоких цен. В этом случае бриф должен отсекать непрофессиональных клиентов, которые не готовы заказывать дорогую, но эффективную услугу. Как правило, такие клиенты хотят объяснять все «на пальцах» и ленятся заполнять бриф. Внедряя работу с брифами, Вы отсечете тех, кто интересуется Вашими услугами из любопытства или просто так, и будете работать только с теми, кто действительно нацелен на эффективную работу с соответствующим бюджетом.
-
Процесс продажи Ваших услуг занимает много времени. В этом случае бриф должен снижать временные затраты на подготовку предложения для клиента и заключение сделки. В брифе должны быть основные вопросы, ответы на которые Вам требуются для расчета бюджета.
Стоит ли высылать бриф клиентам-новичкам?
Да, если Вы оказываете сложные услуги, например, разрабатываете сайты. Но будьте готовы помочь клиенту в заполнении брифа, т.к. если человек ранее не заказывал сайт – он может не разобраться в каких-то терминах.
Обратите внимание: даже заполняя бриф совместно с клиентом, Вы должны отправить заполненный документ клиенту еще раз на согласование и получить ответ, что данный бриф клиент утвердил. Иначе Вы можете получить ситуацию, когда Вы заполните бриф за клиента, а заказчику на самом деле было нужно совсем не то, что Вы написали. Клиент должен утвердить бриф.
Как составить бриф?
В бриф стоит добавлять действительно нужные вопросы. Оптимальное количество пунктов брифа – около 10. Но если речь идет о заказе сложной услуги, то пунктов может быть больше. В общем порядке в бриф лучше добавлять следующие вопросы:
- Задача, которую хочет решить клиент. Должна отражать конечный результат, который нужен клиенту. Оптимально предоставить клиенту выбор из 4-5 пунктов с возможностью дописать свой пункт в ответ. Например, если Вы высылаете бриф на создание сайта, то в качестве задач можете указать:
- Рассказать о компании потенциальным клиентам, партнерам (имиджевая функция).
- Предоставить информацию о товарах, услугах текущим клиентам и автоматизировать прием заявок/информации. Например, компании нужен сайт, через который потребители электроэнергии смогут подавать данные о показаниях счетчиков.
- Увеличить продажи через Интернет.
- Иная задача: ________________.
- Объем работ. Если спрашивать напрямую, то клиенты, как правило, не могут ответить про объем. Заходить нужно с другой стороны. Например, если Вы разрабатываете сайты, дайте клиенту перечень модулей, которые можно установить на сайт – пусть выберет нужные. Если Вы пишете тексты для сайта, попросите вставить в бриф структуру сайта или список страниц, для которых нужны тексты.
- Сроки.
- Примеры работ, которые нравятся клиенту. Например, 3-4 сайта, которые нравятся заказчику, примеры текстов. Это позволит Вам почувствовать стиль, в котором лучше выполнить работу.
- Бюджет. Важный пункт, если Вы работаете с профессиональными клиентами. Как правило, такие клиенты не скрывают рамки бюджетов, которые у них есть. Они прекрасно понимают: чтобы заинтересовать хорошего фрилансера, надо показать, что клиент готов адекватно платить.
- Специальные пункты, связанные с конкретной услугой. Например, при продвижении сайтов стоит спрашивать у клиента, есть ли у него другие сайты по той же теме. Это позволит проверить, не будет ли наложен фильтр аффилиатов.
-
Пожелания в свободной форме. Обязательно просите клиентов высказать свои пожелания в свободной форме. В этом пункте клиент сможет добавить важную для него информацию, которая, возможно, не фигурирует в стандартных вопросах брифа.
Как оформить бриф?
Если у Вас есть сайт – оформить бриф можно в виде анкеты, которую клиент может заполнить прямо на сайте. Вы сразу получите готовый бриф и сможете подготовить предложение для заказчика.
Если у Вас пока нет сайта, можно отправлять бриф в письме, в виде вложенного .doc файла.
Никогда не пишите вопросы в теле письма, если только не работаете в низком ценовом сегменте. Бриф должен быть сделан в виде отдельного файла – это и солидно, и подчеркивает Вашу серьезность и профессионализм.
Примеры готовых брифов
Ниже можно скачать примеры брифов для популярных услуг фрилансеров. Вы можете свободно их дорабатывать для своих целей:
- Скачать бриф на написание текстов
- Скачать бриф на разработку сайта
- Скачать бриф на SMM-услуги
- Скачать бриф на коммерческое предложение
Как объяснить клиенту, что нужно заполнить бриф?
На практике брифы хорошо заполняют, если Вы объясните клиенту в сопроводительном письме, почему нужно заполнить бриф. Например, я пишу, что подробные ответы на вопросы помогут более точно рассчитать сроки и стоимость проекта. Клиенту выгодно получить более точный расчет, поэтому он подробно заполняет бриф.
Есть специалисты, которые пишут в брифах объявления примерно следующего содержания: «Если вы потратили менее 15 минут на заполнение брифа, мы, к сожалению, не сможем вам помочь». Не исключаю, что такой вариант тоже может убедить заказчика серьезно подойти к вопросу заполнения брифа, но лично я пользоваться данным методом не рекомендую. Во-первых, здесь Вы никак не объясняете, какую пользу получит клиент от того, что потратит время на ответы на вопросы. Во-вторых, клиента может смутить столь жесткая формулировка.
Мы рассмотрели основные вопросы, связанные с использованием брифов. Надеюсь, данная статья была интересной и полезной.
Отправить комментарий
![Что делать, если клиент – «жадный»?](/sites/default/files/illustrations/fig.jpg)
Существует несколько ситуаций, когда кажется, что клиент «жадный». Разберем их все и дадим рекомендации, что делать в каждом случае. 1. ...
![10 советов по работе с электронной почтой, которые вам пригодятся](/sites/default/files/illustrations/10_email_sovetov.jpg)
Эти советы помогут избежать конфузных ситуаций, способных испортить отношения с человеком и привести к другим нежелательным последствиям. Давайте ...