Как составить план текста?

План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.
Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.
Виды планов текста
Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.
1. Вопросный план
Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.
Пример вопросного плана:
- Что такое декоративная штукатурка?
- Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки?
- Какую декоративную штукатурку лучше выбрать?
-
Сколько стоит декоративная штукатурка?
2. Тезисный план
Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.
На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.
Пример тезисного плана текста:
- Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
- Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
- Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
-
Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).
3. План-опорная схема
«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.
Пример такого плана:
- Контекстная реклама.
- Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика.
- Эффективность контекстной рекламы.
-
Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?
Как составить план текста?
Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).
Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.
Знание структуры текста – это важно!
Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:
- Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста.
- Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация.
Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».
Общий алгоритм составления плана текста
Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:
- понять задачу текста,
- определить, какая информация необходима для решения задачи,
- изложить эту информацию в виде пунктов плана,
-
логично расположить пункты – и план готов.
Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.
Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!
Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.
Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:
1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.
2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.
3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:
- Холодильник императора Нерона.
- Самый дорогой холодильник в мире.
- Холодильник размером с дом.
- ...
4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.
Общие требования к планам текста
Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:
- Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
- Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
- Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
- Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
- Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
- Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.
Пример удачного плана текста
Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.
Допустим, у нас получился вопросный план:
- В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
- Как подготовить кактус к пересадке?
- Какие потребуются инструменты и материалы?
- Как пошагово выполнить пересадку?
- Как ухаживать за растением после пересадки?
-
Как определить, что пересадка прошла успешно?
Почему этот план – удачный?
- Данный план логичен (процедура пересадки рассматривается последовательно: от подготовки до последующего ухода за растением).
- Информация в разных пунктах плана не дублируется, каждый пункт содержит новую информацию.
- План содержит все основные аспекты работы.
- Каждый пункт плана можно раскрыть, расписать более подробно.
- Пункты плана сформулированы кратко.
-
План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.
Пример неудачного плана текста
Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.
- Как ухаживать за кактусами?
- В какое время года можно делать пересадку?
- Когда начать полив после пересадки?
- Какого размера должен быть новый горшок для растения?
- Какие потребуются инструменты и материалы?
-
Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.
Данный план требует доработки, потому что:
- Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
- План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
- Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
- Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.
Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.
я делаю по другому.
пишу два или более вариантов текстов для лендинга без плана.
потом провожу опрос каакой лучше и счто исправить.
на лучший - люь рекламу, худший - также подойдёт для нч. на него тоже можно закупить ссылки.
продающий текст можно периодически переписывать или писать заново через месяц-два. в связи с тем что слова принципиально другие (не размноженный текст) ранжироваться он будет по другому. по другим НЧ. ОФОРМЛЕНИЕ НОВОГО ЛЕНДИНГА ТОЖЕ ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ ПО ДРУГОМУ. для сравнения.
Я бы пункты удачного плана в статье, немного поменял. А именно п.3 с п.2.
Отправить комментарий

Это неочевидная, но важная часть имиджа компании или продукта. Без нее не складывается цельный образ бренда. При этом далеко не все компании ...

Пошаговая инструкция, как проверить качество текста, правильность написания и оптимизации перед отправкой работы клиенту. Пользуйтесь чек-листом ...