Как создать и вести базу клиентов в программе Excel?
За 2-3 года работы у Вас может накопиться несколько десятков постоянных клиентов и заказчиков, кому нужны Ваши услуги время от времени. Кроме них, накопится огромное количество заказчиков, которые обращались за услугами 1-2 раза, и в идеале с ними необходимо поддерживать контакт и постараться перевести в категорию постоянных клиентов.
Решить эти задачи можно при помощи ведения базы клиентов. Для этого существуют различные CRM, но как правило, они платные. Бесплатный вариант – создать и вести базу клиентов в Excel. Давайте посмотрим, как может формироваться база клиентов в данной программе.
В статье рассмотрим два варианта ведения базы - простой и сложный, с большим числом полей и функций.
База клиентов в Excel (простой вариант)
Специально для фрилансеров мы сделали бесплатную программу для ведения базы клиентов в Excel. В принципе, она универсальна и при небольшой адаптации может использоваться в торговых или сервисных компаниях с небольшим числом клиентов. Ниже будут комментарии, как с ней работать.
Скачать файл для ведения базы клиентов (.xls)
Лист «Мои услуги» – представляет список, в который можно включить до 10 услуг. Услуги из этого списка Вы сможете выбрать при добавлении информации о клиенте в базу данных.
Лист «Клиенты» – база клиентов, с которыми Вы работаете или работали. База включает следующую информацию:
- Порядковый номер клиента. Позволяет понять, насколько велико число Ваших клиентов.
- Имя клиента – можно вводить имя или ФИО, а также название компании
- Телефон
- Что заказывает – поле заполняется путем выбора услуги из выпадающего списка. Если клиент заказывает несколько услуг, можно выбрать из списка основную, а другие указать в комментариях.
- Комментарий – описание клиента в свободной форме, особенности работы с заказчиком.
- Дата первого заказа – дата получения первого заказа. Позволяет понять, насколько долго Вы уже работаете с клиентом.
- Дата последнего заказа – важный параметр, позволяет отследить последнюю продажу клиенту. Например, Вы можете отсортировать клиентов по дате последнего заказа и посмотреть, кто из клиентов давно ничего не заказывал – написать им, напомнить о себе и, возможно, получить новый заказ.
По каждому полю список клиентов можно сортировать. Например, сделать сортировку по типам заказываемых услуг, чтобы понять, кто из клиентов покупает «копирайтинг» и сделать им специальное предложение на написание текстов (если Вы решили сделать таковое).
При желании количество полей в базе клиентов в Excel можно дополнять, но на мой взгляд, слишком перегружать таблицу не стоит.
Как работать с простой базой клиентов в Excel?
- Добавляйте в базу всех новых клиентов, которые оформили реальный заказ (т.е. тех, кто просто позвонил или один раз что-то написал, но не купил – добавлять не нужно);
- Раз в полгода отслеживайте клиентов, которые давно не делали заказы. Напишите им, напомните о себе. Чаще, чем раз в полгода, писать не стоит – иначе Вы рискуете слишком надоесть клиенту. Но это верно только для фрилансеров, в каких-то сферах стоит чаще напоминать о себе :)
- Если Вы чувствуете спад в количестве заказов, сделайте клиентам специальное предложение. Например, сделайте скидку на копирайтинг и напишите постоянным клиентам, кто заказывает тексты, о снижении цен.
- Используйте столбец с комментариями, чтобы указать особенности каждого клиента, которые помогут Вам эффективно работать с заказчиком. Например, каким-то заказчикам нужно помочь с составлением технического задания – отметьте это в комментариях, чтобы не забыть помочь с ТЗ.
База клиентов в Excel (расширенный вариант)
Скачать шаблон базы данных (расширенный вариант) (.xls)
В расширенном варианте базы у каждого клиента можно указать дополнительные сведения:
- Канал привлечения – источник получения клиента. Список источников можно отредактировать на листе «Каналы привлечения». Допускается указывать до 20 каналов.
- Статус – активный или не активный. По умолчанию ставьте всем клиентам активный статус. Ниже я расскажу, в каких случаях его нужно менять на не активный.
В расширенной базе имеется функция отслеживания клиентов, которым нужно напомнить о своих услугах. Если у активного клиента с момента последнего заказа прошло более 6 месяцев, в столбике «Пора звонить» ячейка станет красной. В примере выше Вы можете увидеть такую ячейку у клиента №1. В этом случае рекомендую написать клиенту и напомнить о себе.
Если Вы получили новый заказ от такого клиента, укажите дату нового заказ в столбике «Дата последнего заказа». Если клиент ничего не ответит, переводите его в не активный статус. По не активным клиентам система не делает напоминаний.
Резюме
Программа Excel позволяет создать еще более сложные и интересные базы клиентов. В наших примерах достаточно простые варианты, но именно из-за простоты они позволяют не тратить много времени на ведение базы клиентов, а с другой – помогают поддерживать отношения с клиентами и получать больше заказов.
Если у Вас есть предложения по доработке шаблонов, представленных в статье, пишите в комментариях.
Дополнительные материалы
Что такое CRM-система?
Обзор бесплатных и платных CRM, помогающих вести проекты и отслеживать важные задачи.
Как планировать рабочее время и вести учет дел в Excel?
Бесплатная программа в Excel, которая поможет вам привести дела в порядок.
Хм, давно увидел предложения работы на сайте. Почему-то не вызвали у меня доверия. А вот последние пару дней подробнее изучил сайт. Оказывается, есть много интересного, в том числе, для потенциального фрилансера.
здравствуйте!спасибо за таблицы. У меня просьба...напишите , пож-та, формулу к ячейке "пора звонить", с напоминанием на следующий день после последней даты (ячейка J) в вашей таблице расширенной версии. Благодарю за скорый ответ.
Эксель позволяет не только хранить записанную информацию о дате встречи и названии контрагента. Из эксель можно нажатием кнопки сформировать письмо в почтовой программе с информацией из выделенной строки или группу писем, автоматически прикрепить файл коммерческого предложения. Одним движением создавать сотни и тысячи именных предложений, писем, наклеек с адресами. Их таблицы можно нажатием кнопки позвонить по выделенному телефону через гарнитуру или отослать СМС сообщение клиентам. Вот о чем можно еще рассказать поднимая такую интересную тему.
Добрый день Сергей,
Прекрасная таблица, - спасибо огромное. Просьба , едентичная Юлии, - очень нужна формула для напоминали на 6 месяцев, -куда вводить переменную количества дней?
Добрый день Сергей. Спасибо за прекрасный расширенный вариант вашей программы. Подскажите плиз как поменять напоминание с 6 месяцев на любое другое количество.
Ведь 6 месяцев - это долго. Если клиентам необходимо напоминать каждый месяц о себе, а некоторым и через 2 недели. Можете помочь?
Добрый день Сергей. Та же просьба. Как выставить не 6 месяцев, а 1 месяц хотя бы. Или количество дней для индивидуального клиента в отдельности, когда есть устная договоренность перезвонить клиенту например через 15 дней, так как тот выйдет из отпуска. Поможете?
Добрый день!
Благодарю за вопросы. Для более гибких настроек работы с клиентами рекомендую рассмотреть CRM-системы: http://www.kadrof.ru/st-crm.shtml Они позволяют более тонко настроить работу с каждым клиентом, контролировать звонки и продажи. По ссылке находится обзор таких систем, в том числе бесплатных.
Добрый день, Сергей!
Подскажите, как изменить время напоминания с 6 месяцев до 1 месяца?
Отправить комментарий
Многим клиентам неудобно оплачивать услуги фрилансеров по безналу. С другой стороны, официально открыть электронный кошелек на ИП или юридическое ...
Чаще всего мы продаем клиентам свое время, поэтому для определения бюджета очень важно точно рассчитать, сколько часов уйдет на выполнение работы. ...