Типы клиентов и методы работы с ними

Существует множество типологий клиентов. Мы рассмотрим типы клиентов, которые пользуются услугами фрилансеров – но эти же типы клиентов встречаются в других сферах. Итак, три основных вида клиентов: посредники («перекупщики»), менеджеры и прямые клиенты. У каждого типа существуют свои подтипы и соответствующие им критерии выбора товаров/услуг при принятии решений.
Клиенты-посредники
Пытаются заработать, продавая услуги других фрилансеров прямым клиентам. Посреднику важно найти фрилансера подешевле, а продать услуги – подороже, т.к. разница идет посреднику в карман. При этом может – и часто страдает – качество услуги.
Все, что нужно предложить посреднику – самую низкую цену. Без вариантов. Удовольствие от работы с посредниками сомнительное, т.к. часто проекты «заваливают» либо некомпетентные посредники, ориентированные на максимальную «маржу», либо найденные посредниками «дешевые специалисты».
Другая опасность работы с посредниками – в проблемах проекта «стрелки» могут перевести на фрилансера, т.к. посреднику нужно «уйти от удара», когда реальный клиент спросит – почему я отдал деньги, а результат не получил? Чтобы посредник не смог перевести «стрелки», нужно четко, в начале работы – договариваться, что вы делаете, а что – нет, хотя на практике «стрелки» все равно переведут на фрилансера.
Клиенты-менеджеры
Формируют команду фрилансеров для выполнения проектов. Отличие менеджера от посредника – он разбирается в услугах, которые оказывают фрилансеры, формирует для исполнителей четкое Техническое задание, берет на себя все проблемы с клиентами и при выборе исполнителей ориентируется не только на цену услуги, но и качество – хотя низкая цена клиенту-менеджеру также важна.
Хороший менеджер может загрузить фрилансера постоянными заказами. Работа с менеджером выгодна фрилансерам, которые не любят общаться с клиентами, продавать свои услуги либо не могут заключать выгодные сделки.
Типы прямых клиентов
Прямые клиенты – это непосредственные потребители услуги. Например, в случае разработки сайтов прямым клиентом будет компания, для которой этот сайт делают. Существует множество типологий прямых клиентов, опирающихся на разные признаки. В нашей статье мы выделим следующие типы клиентов:
Невежа
Такой клиент не разбирается в услуге и не хочет разбираться, ставит часто невыполнимые задачи, нереальные сроки и выделяет на реализацию задач бюджет по принципу «сколько не жалко». Как правило, данный тип клиентов выбирает фрилансеров по принципу «чем дешевле, тем лучше». Проекты таких клиентов брать в работу категорически нельзя!
Экономный клиент
Клиент может разбираться в услуге, понимать ее важность, но в силу психологических или иных причин не выделяет достаточный бюджет для решения задач. Это один из самых распространенных типов клиентов, с ними часто приятно и интересно общаться, но делать проект ниже себестоимости смысла, увы, нет. Такие клиенты часто пользуются услугами фрилансеров-новичков (из-за низкой цены) и работа над проектом превращается «в лотерею».
Малый бизнес
Клиент имеет небольшой или средний налаженный бизнес, и четкий бюджет на проект (либо представляет его рамки). Понимает, что такое эффективность и выбирает исполнителя не по цене, а по эффективности услуг. Таким образом выбор фрилансера полностью рационален. Такой тип клиентов часто пользуется услугами опытных фрилансеров, и составляет костяк их клиентуры.
Профессионал
Клиент – специалист в сфере Интернета (например, владелец крупного вебсайта, портала), которому нужны услуги фрилансеров (программистов, дизайнеров) для решения задач, связанных с развитием интернет-бизнеса. Как правило, выбирают исполнителей по очень жестким критериям и работают с профессионалами. Работать с ними интересно, но напряженно.
Крупная корпорация
Крупная компания, которая по каким-то причинам решила обратиться к фрилансерам. На первый взгляд, это очень выгодный клиент, но процедуры в крупной компании очень далеко от тех форм взаимоотношений, к которым привыкли фрилансеры. При этом доказать что-либо «крупной корпорации» не получится, а заключение договора и прием работы займет больше времени, чем сама работа. Кто умеет работать с крупной компанией и понимает, как формировать для них бюджеты и как с ними общаться – тому можно посоветовать таких клиентов. Кто не имеет подобного опыта – лучше и не начинать, получите «проблемы».
Методы работы с разными типами клиентов
- Исходя из типологии клиентов, представленной выше, определите – какие типы клиентов вам интересны и как они выбирают исполнителей. Например, вам интересно войти в команду менеджера, который обеспечит постоянный поток заказов. В этом случае вам нужно найти таких менеджеров на биржах фриланса или выйти на компании, которые оказывают интересующие вас услуги (для переводчиков – это бюро переводов) и отправить им свое резюме. Искать менеджеров на ленте проектов в биржах бесполезно.
- Ищите только те заказы, которые размещают интересные вам клиенты. Профессионал не будет работать с клиентом, у которого бюджет ниже себестоимости процесса, и не будет отправлять свое предложение на проект, который оставил «экономный клиент».
-
Сформируйте стратегию работы со «своими» заказчиками. Например, при работе с типом клиента «малый бизнес» важно иметь презентацию своих услуг, грамотное портфолио, суметь предоставить доказательства своей эффективности, понимать, как работает бизнес и что на самом деле клиенту нужно решить задачу, а не сэкономить максимум денег. Для «экономных клиентов» важно показать, что вы – профессионал, но при этом ваши услуги доступнее, чем у других профессионалов.
Не пытайтесь работать со всеми типами клиентов. Четко выделяйте «своих» заказчиков и боритесь только за их проекты. Попытка работать со всеми приведет к тому, что заказы получить не удастся.
Отправить комментарий

Владельцы малого бизнеса часто пользуются услугами фрилансеров. Однако такие заказчики имеют ряд особенностей, которые нужно учитывать при работе ...

Новички заказчиков не выбирают. Однако в жизни любого фрилансера наступает момент, когда надо определенным клиентам говорить «Нет». И хотя трудно ...