Что такое читабельность текста, как ее проверить и улучшить?
«Да это читать невозможно!» – сердитесь вы, пытаясь осилить бессвязную «простыню» текста. Давайте разберемся, почему одни статьи читаются как песня, а другие хочется скорее закрыть. Это важно понимать. Тексты на сайтах давно пишутся не «для поисковых систем», а для людей. Чтобы сайт продавал, контент должен быть читабельным. В статье мы расскажем, как этого добиться, а в конце приведем ссылки на сервисы, где можно проверить этот параметр бесплатно.
Содержание:
- Что такое читабельность текста?
- На что влияет удобочитаемость текста (в плане SEO и не только)?
- Как сделать текст читабельным?
Что такое читабельность текста?
Это легкость его восприятия. Она зависит от качества содержания и оформления контента. Напечатайте анекдоты серыми буквами на серой бумаге 8-м шрифтом. Захочется читать? Вряд ли. А теперь возьмите непонятный набор слов и красиво оформите его. Читается? Тоже нет. Читабельность текста – это сочетание качественного содержания и оформления. Поговорим об этих двух составляющих подробнее.
Качество содержания
Это то, насколько текст понятен и логичен. Как легко читатель может понять его суть. Складывается из разных параметров, например:
- использованная лексика (встречаются ли термины, сложные слова),
- последовательность изложения (вытекает одна мысль из другой или повествование хаотично),
- сложность построения предложений (короткие они или занимают по полстраницы),
- структура (разбит ли контент на абзацы, есть ли подзаголовки, или он набран «сплошной стеной»),
-
насколько грамотно написан текст (встречаются ли ошибки, опечатки).
Качество оформления
В визуальном плане читабельность текста – это насколько он удобен для чтения. Не устают ли глаза, есть ли визуальные акценты. На качество оформления влияют, например:
- размер и вид шрифта,
- контраст фона и шрифта,
- вид выравнивания,
- межбуквенный и межстрочный интервалы,
-
высота строк.
На что влияет удобочитаемость текста?
1. На легкость восприятия информации
Конечно, если читателю нужна информация и нигде больше ее нет, он будет разбираться даже в некачественном контенте. Но такие ситуации редки. Обычно пользователь просто предпочтет найти другой сайт.
2. На продажи
Текст на сайте – это презентация компании. Если он оставляет негативное впечатление, потенциальный клиент может даже не дойти до изучения товаров и условий работы. На такой сайт бесполезно привлекать трафик и тратить деньги на рекламу – скорее всего, результата не будет.
3. На SEO
От качества контента могут зависеть позиции страницы в поисковых системах. То есть место, на котором Яндекс, Google и другие поисковики выводят ссылку на страницу по определенным запросам. Если на сайте читабельный текст, это значит, что у него больше шансов оказаться на первых страницах результатов поиска. Так как этот параметр влияет на поведенческие факторы. Поисковые системы оценивают, как пользователи ведут себя на сайте. Учитываются:
- время, проведенное на сайте,
- процент отказов (% пользователей, которые почти сразу закрыли страницу),
-
глубина прокрутки страницы (смотрят ли ее до конца или читают только самое начало).
Если пользователи не смогут прорваться сквозь некачественный контент и будут закрывать сайт, страница не займет высокие позиции.
Как сделать текст читабельным?
1. Структурируйте
- Пишите по плану, чтобы статья была понятной и логичной. Подробно об этом этапе читайте в мастер-классе Как составить план текста.
- Текст начинается с заголовка, короткого (около 70 знаков) и понятного (отражающего суть материала). Посмотрите, как написать хороший заголовок.
- После заголовка идет первый абзац (лид). По нему человек принимает решение, читать статью полностью или нет. Дайте понять, почему этот материал нужно прочитать. Приемы написания удачного лида раскрыты в мастер-классе Как написать хороший лид.
- В основной части используйте подзаголовки. В среднем 1 подзаголовок на 1000 знаков. Он отражает содержание абзаца. Пробежавшись глазами по подзаголовкам, читатель должен понять структуру текста. Примерная длина – 30-70 знаков.
- В конце нужен итог. В информационных статьях это обычно вывод, в коммерческих текстах – призыв к действию (оформить заказ, позвонить в компанию).
-
Посмотрите бесплатный курс в Нетологии «Как создавать контент для бизнеса». Он сделан для начинающих копирайтеров и научит вас писать тексты в разных жанрах и форматах.
2.Сократите
- Разбивайте статью на абзацы длиной до 5-7 строк. Длинные фрагменты воспринимать сложно. Не нужно делать все абзацы одинаковыми. Так текст выглядит монотонно, и его не хочется читать.
- Пишите короткими предложениями (9-12 слов). Максимальная длина – 2 строки (и это много, лучше меньше). Чередуйте более короткие предложения с более длинными, чтобы повествование не было монотонным и читатель не уставал.
-
Используйте таблицы и списки для структурирования информации. Перечисления оформляйте списками. Нумерованными – если у элементов есть порядок либо иерархия, и ненумерованными, если ее нет. Число элементов в списке – не более 7. Для сравнения вариантов применяйте таблицы.
3. Вычитайте
- Исправьте ошибки и опечатки. Их найдут текстовые редакторы и онлайн-сервисы.
- Пробегите материал глазами. Есть абзацы, которые не хочется читать? Возможно, их стоит разбить на более мелкие. Или иначе подать информацию – например, сделать таблицу, список.
- Прочитайте написанное вслух. Поправьте фразы, на которых спотыкаетесь.
- Проверьте, как вписаны ключевые слова. Они не должны повторяться слишком часто. Искусственных конструкций стоит избегать. Нюансы использования «ключевиков» разобраны в мастер-классе Как правильно сделать SEO-оптимизацию текста?
- Обратите внимание на термины. Поймут ли их читатели? Специализированную терминологию лучше использовать только в материалах для специалистов.
-
Упростите грамматику. Сложные предложения, причастные и деепричастные обороты могут делать повествование тяжеловесным.
Вычитку лучше делать на следующий день после подготовки текста. Иначе «глаз замыливается» и недочеты не видны.
4. Оформите
- Заголовок выделяется самым крупным шрифтом, подзаголовки – более мелким, но крупнее, чем основное содержание. Желателен шрифт без засечек, не менее 12 размера для основного текста (лучше 14 или 16).
- Выравнивание – по левому краю. Оптимальный междустрочный интервал – около 120% от кегля.
-
Визуально выделите самую важную информацию. Например, жирным шрифтом, фоном, цитатой. Жирный шрифт стоит использовать аккуратно, не выделяйте им целые предложения.
Типографика (оформление текстов) – это целое искусство. Краткий гайд по типографике есть на сайте Нетологии. Еще рекомендуем бесплатный сервис Типограф от студии Артемия Лебедева. Через этот инструмент стоит «прогонять» материал перед версткой на сайте. Он убирает лишние пробелы, исправляет кавычки (если нужно), расставляет неразрывные пробелы.
Сервисы для проверки читабельности
Название и ссылка |
Особенности |
|
|
|
|
|
|
|
Проверять удобочитаемость можно в программе MS Word (функция «правописание»). После окончания проверки выводится окно, в котором показывается легкость чтения, число сложных фраз, благозвучие и другие параметры:
Скриншот из программы MS Word
Если по результатам проверки текста на читабельность ваш материал набрал мало баллов, доработайте его по рекомендациям из статьи. Следуйте нашим простым советам, и у вас все получится!
Отправить комментарий
Текст о компании – это краткая презентация фирмы. Он рассказывает, чем занимается компания, какие у нее достижения, чем она отличается от ...
«Канцелярские» слова и фразы могут портить и обеднять речь. Поэтому важно знать, когда они уместны, а когда требуют замены. В статье ...