Подводные камни в договоре: какие ошибки могут дорого обойтись?
Клиент предлагает заключить договор. Вы рады: в теории документ защитит интересы обеих сторон. На практике бывает по-разному. В договоре могут быть прописаны условия, которые ставят в выгодное положение заказчика и ущемляют интересы исполнителя. Вам даже могут не заплатить за сделанную работу, и все в рамках договора! Давайте разберемся, какие уловки могут дорого обойтись.
1. Деньги отправлены. Но не дойдут
В договоре сказано, что клиент осуществляет предоплату в размере 30% от стоимости услуг, при этом датой оплаты прописана дата списания средств с расчетного счета клиента. Заказчик предоставляет вам скан платежного поручения, по которому якобы средства ушли исполнителю. Вы обязаны начать работу, даже если платеж не зачислен на ваш счет. Вы работаете. Проходит день, два, а денег от клиента нет. Заказчик разводит руками и предлагает вам разбираться со своим банком.
Вам могут прислать липовый скан, отозвать платеж, либо платеж не ушел со счета клиента из-за отсутствия средств. В экзотических ситуациях клиент действительно отправил платеж, средства успели списаться со счета, но банк обанкротился и не отправил уже проведенный платеж в ваш банк. Клиент считает, что он оплатил (по договору это так), у вас денег нет, но работать вы обязаны.
Правильно прописать в договоре так: исполнитель приступает к выполнению работы в день зачисления предоплаты от заказчика на расчетный счет исполнителя.
2. Ошибка в платежке
Если вы не прописали в договоре, что моментом платежа является момент зачисления средств на ваш счет, клиент может провернуть еще одну хитрую комбинацию. Он может оплатить ваши услуги, но совершить ошибку в реквизитах. Например, указать не тот ИНН или номер счета. Клиент вроде бы оплатил, просто ошибся – это бывает. Вас просят начать работу, а пока вы делаете проект – платеж вернется, и клиент отправит его по верным реквизитам. Иногда заказчики ошибаются, а иногда действуют умышленно. Например, быстро получат работу, а по верным реквизитам платеж не отправят.
Чтобы таких ситуаций не было, укажите в договоре: заказчик самостоятельно несет ответственность за правильность производимых им платежей.
3. Неустойка
Клиент может прописать в договоре неустойку, которая платится в случае срыва сроков. Затем умышленно начинает саботировать работу, чтобы вы не успели сдать ее вовремя. В итоге вы, сделав работу, еще останетесь должны клиенту.
Если клиент настаивает на включении неустойки, постарайтесь максимально детально прописать техническое задание, порядок выполнения работ и согласований, сдвиг сроков завершения работ в случае задержек с согласованием. Не забудьте включить в договор штрафы для клиента в случае задержек с согласованием. Нельзя подписывать договор, в котором неустойка предусмотрена только для одной стороны.
4. Невозможное – возможно!
Иногда клиенты добавляют в договор пункты, выполнить которые технически невозможно. Не буду приводить конкретные примеры, но на практике такие условия – не редкость в документах. Поэтому внимательно читайте, что вы обязаны делать и какие гарантии даете клиенту. Все условия должны быть реальными.
5. Коммерческая информация
Сейчас стало популярным добавлять в договоры пункты, запрещающие сторонам разглашать коммерческую информацию. Это нормальное условие. Проблема возникает, если в договоре коммерческая информация трактуется слишком широко, и просто за слова о том, что вы работали с таким-то клиентом – теоретически вас могут засудить. Если клиент хочет, чтобы вы гарантировали неразглашение коммерческой информации, попросите его прописать в договоре закрытый перечень информации, которая относится к коммерческой.
6. В портфолио нельзя
Если вы планируете добавить работу в портфолио, обязательно пропишите в договоре право исполнителя включить проект в портфолио. Также укажите, какую информацию о проекте вы можете написать в портфолио. Иначе вас могут привлечь за разглашение коммерческой информации (см. п. 5) или потребовать убрать работу из портфолио.
7. Пропишите НДС
Бывают клиенты, которые просят указать в договоре сумму с НДС, а вы работаете на упрощенке и НДС в принципе не платите. Никогда не соглашайтесь на подобные предложения! Это незаконно! Счет-фактуру вы также выставлять не можете, если работаете на упрощенке. Настаивайте на том, что сумма будет указана без НДС или отказывайтесь от работы с таким заказчиком.
Если клиент «вдруг» пришлет на ваш счет платеж с НДС, то просите его отправить письмо об уточнении реквизитов, в котором указать, что выделение НДС в платеже было ошибкой и просьба считать перечисленную сумму без НДС.
Посмотрите статью, что еще нужно знать об НДС фрилансеру?
8. В соответствии с законами РФ…
Иногда клиенты указывают в договоре, что в случае разногласий все споры будут решаться в соответствии с законодательством РФ. Это очень широкая формулировка, которой лучше избегать. Ведь вы не знаете всех законов, верно? Поэтому сложно догадаться, как будет действовать клиент в случае разногласий.
9. Судиться будем на Марсе
Обязательно укажите в договоре, в каком суде и в каком городе будут разбираться споры с заказчиком, если вдруг возникнет такая необходимость. Особенно если клиент находится в другом городе. Как правило, заказчик настаивает на том, чтобы судиться в «его городе», а исполнителю удобнее судиться «в своем». В любом случае лучше постараться прописать в договоре «свой город».
10. А все ли условия законны?
Вы можете прописать в договоре любые условия, но если они будут нарушать законы РФ – эти условия будут признаны незаконными и утратят силу. Чтобы избежать ситуации, когда суд признает ваши условия незаконными, лучше показывать договор юристам перед подписанием. Если какие-то пункты договора юристы признают не отвечающими законодательству, они посоветуют, как их прописать грамотно.
11. Ваш договор – не договор
Чтобы договор являлся договором и имел силу, он должен содержать все существенные условия. Если в договоре отсутствуют существенные условия, он может быть признан недействительным. Обязательно проверьте, что в вашем договоре прописаны все такие условия. Иначе вы подпишите договор, а на деле – это будет просто «бумажка».
12. Договор – это формальность
В этом вас будут убеждать, если какие-то пункты в договоре вам не нравятся. На самом деле это формальность, пока вы не подписали документ. Когда подпишете, договор станет реальностью, в которой вам придется работать. Поэтому если какие-то условия в договоре вам не понятны или не устраивают, просите их переделать или убрать из документа. Не подписывайте договор, в котором вас что-то смущает.
Это далеко не полный список ошибок и уловок, которые встречаются в договорах. Будьте внимательны при подписании любого документа. Не бойтесь внимательно читать, даже если другая сторона просит вас поторопиться и быстрее подписать документы. В случае сомнений советуйтесь с юристами. Не думайте, что договор – это формальность. Договор – это серьезный документ, по которому вам предстоит работать.
Полезные статьи по теме:
- Что такое оферта и как ее использовать для продажи услуг через сайт?
- Как заключить договор с клиентом из другого города?
Отправить комментарий
Публикую наконец-то текст статьи, написанной налоговым консультантом моей фриланс-группы Cleardesign Екатериной Волковой для журнала «Креативный ...
Меня давно просили написать об инвестировании на фондовом рынке, и вот дошли руки поделиться опытом. Торговлей на бирже я занимаюсь с 2010 года, ...