Что такое оферта и как ее использовать для продажи услуг через сайт?

Герой нашего интервью – Иван Хрусталев – владелец сервиса Taxcon.ru, который использует оферту для продажи консультационных услуг. Все, что нужно потенциальному клиенту – при регистрации прочитать оферту, щелкнуть, что с ней согласен – и все, он становится клиентом, может оплачивать услуги, при этом нет никакой бумажной волокиты. Это можно использовать фрилансерам, работающим как ИП – достаточно создать свой сайт, разместить там оферту на услуги и получать деньги на расчетный счет без необходимости пересылать документы клиенту. Так ли все просто? Давайте с Вами об этом поговорим.
Kadrof.ru: Пожалуйста, расскажите кратко, что такое публичная оферта и реально ли она позволяет интернет-сервисам продавать товары или оказывать услуги совершенно без бумажных договоров?
Иван Хрусталев: Пусть слово «оферта» вас не пугает. Каждый из нас ежедневно заключает по несколько таких договоров. Например, приобретая в розничной сети различные товары. Оферта – ни что иное как публичное предложение неопределенному кругу лиц приобрести на условиях продавца товары, работы и услуги. И если кто-то согласился с этим предложением – заключил договор оферты. Хотя никаких бумаг ни продавец, ни покупатель не подписывают.
Если интернет-сервис предлагает на своем сайте товары, работы, услуги и сопровождает свое предложение описанием существенных условий для заключения сделки – он предлагает заключить договор-оферту. Заключение такого договора осуществляется не подписанием бумаг, а выражением согласия покупателя путем оплаты предложенного в оферте.
Kadrof.ru: Нужно ли по факту оказания услуги по оферте составлять бумажный акт и пересылать его клиенту или и тут можно обойтись без бумажных документов вообще?
Иван Хрусталев: Полагаю, что для граждан, не являющихся предпринимателями, важно, прежде всего, получить за свои деньги надлежащие услуги или товары надлежащего качества. Что же касается предпринимателей и организаций – здесь ситуация иная. Для них покупка у вас – это затраты. Согласно налоговому и бухгалтерскому законодательству затраты признаются в учете при наличии подтверждающих документов. Одного факта оплаты для признания затрат, увы, недостаточно. Поэтому без бумажных документов для покупателей не обойтись. Более того, имейте в виду, что затрачивая время на составление актов, вы не только заботитесь об учете у вашего покупателя, но и в значительной степени защищаете себя. Как иначе, без подписанного покупателем акта, Вы докажете в спорной ситуации, что услуга действительно была оказана, а полученные от покупателя деньги отработаны?
Kadrof.ru: Есть клиенты, кому принципиально нужны бумажные документы для бухгалтерии. Как поступать с ними?
Иван Хрусталев: Безусловно, составлять эти документы и направлять клиенту. Если клиент находится географически далеко – то по почте. Правда здесь возникает риск не получить подписанный клиентом документ обратно. В этом случае предлагаем обезопасить себя включением в договор-оферту специального пункта (текст примерный, измените под свою специфику):
Выполнение услуг подтверждается Актами оказания услуг, которые составляются (указать периодичность или сроки составления акта) в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон). Срок подписания (приемки услуг) акта Заказчиком – (указать дату, до которой клиент должен подписать акт). При неполучении Исполнителем до указанной даты (включительно) ни подписанного Заказчиком акта, ни аргументированного отказа от принятия оказанных услуг, услуги, указанные в акте, считаются оказанными Исполнителем и принятыми Заказчиком в полном объёме. В случае поступления мотивированного отказа Заказчика Сторонами составляется акт с перечнем необходимых исправлений и сроками устранения недостатков.
Kadrof.ru: Какие «подводные камни» существуют при использовании оферты в Интернете?
Иван Хрусталев: Прежде всего, это риск неоплаты ваших товаров, работ и услуг. Работайте по системе предоплаты. Обязательно дождитесь зачисления денег на Ваш счет, прежде чем приступать к оказанию услуг или отправлять товар.
Kadrof.ru: Какие условия должна содержать оферта, чтобы она имела юридическую силу?
Иван Хрусталев: В оферте необходимо указать существенные условия сделки. Это могут быть, например:
- срок осуществления оплаты и выполнения услуг (работ, отгрузки товара);
- способ определения обменного курса, если расчеты осуществляются в у.е.;
- порядок предъявления претензий;
- контактную информацию для связи с вами;
- возможно, вашу обязанность по направлению клиенту уведомлений об исполнении его поручения;
- иную необходимую информацию, обусловленную применяемой формой безналичных расчетов.
В договоре также необходимо указать необходимость и порядок предоставления клиентом достоверной контактной информации для связи с ним и порядок обновления этой информации в случае ее изменения.
Kadrof.ru: Достаточно ли просто разместить оферту на сайте, например, на какой-нибудь малоприметной страничке :) или нужно, чтобы клиент произвел какие-то действия на сайте, указывающие, что он эту оферту читал и принял? Может ли факт оплаты может стать действием, указывающим, что клиент оферту принял?
Иван Хрусталев: Оферта считается принятой покупателем после совершения им всех действий, направленных на получение предложенного товара, работы, услуги. Факт оплаты является конечным действием покупателя, полностью подтверждающим принятие им оферты. Однако регистрация на сайте действий покупателя, подтверждающих факт прочтения и принятия им условий поставки, излишней не будет, особенно в случае конфликтных ситуаций. Поэтому оферта должна быть размещена на сайте таким образом, чтобы клиент не смог сказать, что не заметил или не читал её.
Kadrof.ru: Я разместил оферту на услуги на своем сайте. А что делать, если нужно поменять условия оказания услуг? Как это сделать и не смогут ли клиенты оспорить данные изменения?
Иван Хрусталев: Полагаем, что уже в самой оферте должны содержаться отдельные допущения. Например, о том, что поставщик не гарантирует, что цвет товара будет полностью соответствовать изображению на сайте, что услуга может потребовать дополнительного времени при некоторых условиях и т.п. Что же касается более существенных изменений в оферте, то во избежание возможных споров советуем указывать, с какой даты эти изменения вступают в силу. А «старые» сделки выполнять на условиях той оферты, при которой они были заключены.
Kadrof.ru: Могу ли я работать по оферте с иностранными клиентами? Например, переводчики часто оказывают услуги фирмам, расположенным за пределами России. Могут ли они использовать оферту?
Иван Хрусталев: Законодательство не устанавливает каких-либо препятствий для работы с зарубежными партнерами. В том числе и по принятию ими оферты. Но «правила игры» надо соблюдать. Если Вы частное лицо – не забудьте задекларировать свой доход и заплатить налог на доходы физических лиц. Если Вы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то Вам необходимо открыть в обслуживающем банке паспорт сделки в целях валютного контроля. Последнее правило с февраля 2011 года действует для сделок, превышающих 50 000$.
Kadrof.ru: Что делать, если фрилансер оказывает сложные услуги, со сложным ценообразованием и множеством разных условий в зависимости от вида услуг, например, программирование, дизайн услуги, и эти услуги сложно описать стандартными формулировками, а тем более как-то зафиксировать цены на них? Можно ли тут использовать оферту или без бумажного договора никак?
Иван Хрусталев: В вашем вопросе уже дан ответ. Если вы можете описать сложную сделку в «бумажном» договоре, то, что препятствует сделать это в оферте? Естественно, действительно творческую работу невозможно нормировать, заранее просчитать затраты на неё и определить цену. Но для этого существуют особые условия и оговорки. Например: «если в ходе работы выяснится, что такой-то блок программы требует привлечения узкого специалиста, то исполнитель вправе (далее описать права исполнителя на привлечение 3-х лиц, увеличение сроков работ, изменение цены). Но следует помнить, что такого рода изменения в обязательном порядке должны быть обоснованы перед клиентом и им одобрены. Порядок согласования изменений к оферте следует предусмотреть в ней самой.
Kadrof.ru: Спасибо за ответы.
P.S.
В завершении интервью хотим дать ссылку на пример договора-оферты на оказание услуг, размещенную на сервисе Taxcon.ru: http://www.taxcon.ru/default/agreement.
Данную оферту можно использовать как основу для своих соглашений. Однако учитывайте: в юридических документах есть множество нюансов. Поэтому не будет лишним разрабатывать важные оферты совместно со специалистами.
Отправить комментарий

С 1 июля 2018 года работать без кассы нельзя, а как работать с кассой – не понятно. Мы собрали проблемы, которые могут возникнуть у фрилансеров ...

Во все времена люди хотели разбогатеть быстро и без усилий. Именно на этом основана реклама заработка на рынке Форекс. В ней люди, торгующие на ...