Работа с заказчиками: полезные советы
У каждого фрилансера есть несколько проектов, работа над которыми не удалась. И не то, чтобы заказчик был слишком требовательный или не хотел платить. Это другой случай. Просто возникла ситуация, которая в итоге помешала завершить проект. Заказчик не объяснил толком, что ему нужно, или фрилансер переоценил свои силы. Хорошо, если дело не дошло до конфликта или ссоры. Ведь и такое бывает.
Каких ошибок нужно избегать?
Никто не может дать гарантий от ошибок и недоразумений. Но в силах каждого свести их количество к минимуму. Можно наобещать много всего, лишь бы взять заказ, а потом маяться с работой не один месяц. Или заказчик желает получить слишком много, заплатив слишком мало. В практике встречались оригиналы, которые предлагали $10 за 20 полноценных статей или $30 за дизайн портала. Конечно, на такие условия соглашаться нельзя. Даже в случае «работы на портфолио».
- Одно из главных качеств любого фрилансера – знание своих сил, способностей и цены. Силы – это свободное время. Если его нет, брать заказы нельзя. Выполнить в срок не получится, опаздывать – значит, терять репутацию. Способности – это профессиональные навыки. Не говорите, что знаете Photoshop как свои пять пальцев, если не имеете реального опыта работы в программе. Говорите только правду о ваших навыках и опыте. Все равно в процессе работы заказчик определит реальный уровень.
- Цена – еще один важный показатель. Если дизайн сайта стоит $300-500, не беритесь за заказ стоимостью $100. Снижение цены в три раза настолько же снизит мотивацию к труду и качество работы. Да и очков в портфолио не прибавит.
Типы заказчиков и особенности работы с ними
Всех заказчиков можно условно поделить на три категории – легкие, трудные и тяжелые. Работа с первыми идет просто и приятно. Вы делаете задание, получаете одобрение, возможно, вносите какие-то коррективы и получаете деньги. Средние заказчики – это нормальные люди, предъявляющие нормальные требования за нормальную оплату. Работа с ними требует большего напряжения, но в целом идет гладко. Они четко представляют, что хотят и сколько это стоит.
Проблемы в возникают с «тяжелыми». Они не знают, что хотят, или не понимают, сколько это стоит. Например, желают сделать сайт в 2-3 раза дешевле рыночной цены. Или логотип, или текст. Другой случай – не знают, что хотят. Не могут четко сформулировать свои требования, ограничиваясь фразой «чтобы было красиво» или «удивите меня». В первом случае можно попытаться объяснить, что работа стоит больше. Если заказчик не желает снижать требования или увеличить бюджет – лучше найти другую работу. Во втором случае есть несколько вариантов. Первый - «угадать», что хочет заказчик. Трудно, рискованно, но иногда получается. Второй – попросить показать примеры работ, которые нравятся заказчику. И сделать аналогично. Третий – взять предоплату. Тогда точно когда-нибудь с энного варианта и энной переделки заказ будет принят.
В любом случае заказчику надо говорить правду. О сроках, качестве работы, возможных последствиях и задержках. И очень важно понять, что хочет получить заказчик. Для этого Вам надо получить от него максимум информации.
Можно использовать специальные опросники, например, такой:
- Название компании, когда основана
- Область деятельности
- Информация о компании (история, ассортимент, конкуренты компании, преимущества над конкурентами, другая информация)
- Слоган, миссия, фирменный стиль
- Что необходимо сделать
- Какие задачи необходимо решить
Например, надо написать текст рекламного объявления. Для чего? Для привлечения новых партнеров. Для удержания старых клиентов. Для стимуляции продаж (например, объявление о скидках или распродаже). То есть кроме самого задания необходимо понять, какие проблемы клиента должна решить ваша работа.
- Сроки
- Пожелания заказчика
- И т.д.
Этот опросник – универсальный. Он указывает на спектр вопросов, который обычно задают любому заказчику. Конечно, его необходимо адаптировать под конкретные цели. Дополнить новыми вопросами или убрать лишение пункты. Использование опросника – это показатель профессионализма исполнителя. И, конечно, хороший способ получить необходимую информацию для выполнения работы.
Отправить комментарий
В данной статье изложены основные правила общения с клиентами по телефону или Скайпу. Используйте советы из статьи, чтобы сделать телефонные ...
Владельцы малого бизнеса часто пользуются услугами фрилансеров. Однако такие заказчики имеют ряд особенностей, которые нужно учитывать при работе ...