Работа с заказчиками: полезные советы
У каждого фрилансера есть несколько проектов, работа над которыми не удалась. И не то, чтобы заказчик был слишком требовательный или не хотел платить. Это другой случай. Просто возникла ситуация, которая в итоге помешала завершить проект. Заказчик не объяснил толком, что ему нужно, или фрилансер переоценил свои силы. Хорошо, если дело не дошло до конфликта или ссоры. Ведь и такое бывает.
Каких ошибок нужно избегать?
Никто не может дать гарантий от ошибок и недоразумений. Но в силах каждого свести их количество к минимуму. Можно наобещать много всего, лишь бы взять заказ, а потом маяться с работой не один месяц. Или заказчик желает получить слишком много, заплатив слишком мало. В практике встречались оригиналы, которые предлагали $10 за 20 полноценных статей или $30 за дизайн портала. Конечно, на такие условия соглашаться нельзя. Даже в случае «работы на портфолио».
- Одно из главных качеств любого фрилансера – знание своих сил, способностей и цены. Силы – это свободное время. Если его нет, брать заказы нельзя. Выполнить в срок не получится, опаздывать – значит, терять репутацию. Способности – это профессиональные навыки. Не говорите, что знаете Photoshop как свои пять пальцев, если не имеете реального опыта работы в программе. Говорите только правду о ваших навыках и опыте. Все равно в процессе работы заказчик определит реальный уровень.
- Цена – еще один важный показатель. Если дизайн сайта стоит $300-500, не беритесь за заказ стоимостью $100. Снижение цены в три раза настолько же снизит мотивацию к труду и качество работы. Да и очков в портфолио не прибавит.
Типы заказчиков и особенности работы с ними
Всех заказчиков можно условно поделить на три категории – легкие, трудные и тяжелые. Работа с первыми идет просто и приятно. Вы делаете задание, получаете одобрение, возможно, вносите какие-то коррективы и получаете деньги. Средние заказчики – это нормальные люди, предъявляющие нормальные требования за нормальную оплату. Работа с ними требует большего напряжения, но в целом идет гладко. Они четко представляют, что хотят и сколько это стоит.
Проблемы в возникают с «тяжелыми». Они не знают, что хотят, или не понимают, сколько это стоит. Например, желают сделать сайт в 2-3 раза дешевле рыночной цены. Или логотип, или текст. Другой случай – не знают, что хотят. Не могут четко сформулировать свои требования, ограничиваясь фразой «чтобы было красиво» или «удивите меня». В первом случае можно попытаться объяснить, что работа стоит больше. Если заказчик не желает снижать требования или увеличить бюджет – лучше найти другую работу. Во втором случае есть несколько вариантов. Первый - «угадать», что хочет заказчик. Трудно, рискованно, но иногда получается. Второй – попросить показать примеры работ, которые нравятся заказчику. И сделать аналогично. Третий – взять предоплату. Тогда точно когда-нибудь с энного варианта и энной переделки заказ будет принят.
В любом случае заказчику надо говорить правду. О сроках, качестве работы, возможных последствиях и задержках. И очень важно понять, что хочет получить заказчик. Для этого Вам надо получить от него максимум информации.
Можно использовать специальные опросники, например, такой:
- Название компании, когда основана
- Область деятельности
- Информация о компании (история, ассортимент, конкуренты компании, преимущества над конкурентами, другая информация)
- Слоган, миссия, фирменный стиль
- Что необходимо сделать
- Какие задачи необходимо решить
Например, надо написать текст рекламного объявления. Для чего? Для привлечения новых партнеров. Для удержания старых клиентов. Для стимуляции продаж (например, объявление о скидках или распродаже). То есть кроме самого задания необходимо понять, какие проблемы клиента должна решить ваша работа.
- Сроки
- Пожелания заказчика
- И т.д.
Этот опросник – универсальный. Он указывает на спектр вопросов, который обычно задают любому заказчику. Конечно, его необходимо адаптировать под конкретные цели. Дополнить новыми вопросами или убрать лишение пункты. Использование опросника – это показатель профессионализма исполнителя. И, конечно, хороший способ получить необходимую информацию для выполнения работы.
Отправить комментарий
Бывают случаи, когда осознанно или случайно клиенты прибегают к уловкам, способным значительно осложнить работу исполнителю. Лучше не доводить ...
Бывают ситуации, когда клиент не оплатил работу либо из предложенных фрилансером вариантов был выбран один, а другие остались не использованными. ...