Продуктовый аналитик: кто это и чем он занимается?
Это относительно новая и перспективная профессия, в том числе для удаленной работы. Специалист определяет, что нужно клиентам от продукта. Какие параметры имеют для них значение. Насколько хорошо товар отвечает ожиданиям пользователей, и что нужно в нем изменить, что он больше нравился покупателям. Это интересная аналитическая работа, которая хорошо оплачивается в силу ее важности для бизнеса.
В статье подробно описано, что делает продуктовый аналитик, какие у него обязанности, зарплата и где можно пройти обучение данной специальности. Как найти первых клиентов и устроиться на работу, не имея опыта.
Содержание статьи:
- Кто такой продуктовый аналитик и чем он занимается?
- Разница между продуктовым аналитиком и аналитиком данных
- Плюсы и минусы профессии
- Сколько зарабатывает продуктовый аналитик
- Что нужно знать и уметь?
- Как стать product analyst и где учиться?
- Бесплатные курсы, уроки, вебинары
- Как новичку найти работу?
Кто такой продуктовый аналитик и что он делает?
Это специалист, который помогает улучшать продукты компании, делать их более востребованными и отвечающими ожиданиям покупателей.
Он анализирует, как пользователи взаимодействуют с продуктом, какие функции и каким образом они используют, что им нужно или не нужно, на что клиенты обращают внимание – и делает выводы, что необходимо развивать для повышения конкурентоспособности. Например, какой функционал нужно добавить в программу, приложение, интернет-магазин, а что лучше убрать.
Это помогает повысить популярность товаров на рынке, продажи и, как следствие – прибыль.
Какие задачи он может решать:
- Удержание пользователей, то есть увеличение числа людей, которые постоянно покупают или используют продукт. Например, заходят в социальную сеть в течение недели, играют в игру каждый день и так далее.
- Доработка продукта под требования рынка и ожидания клиентов. Для этого необходимо анализировать, что нужно людям, и дорабатывать соответствующие параметры.
- Опережение конкурентов. Внедрение функций, которых у них пока нет, но они будут востребованы рынком.
-
Улучшение пользовательского опыта. Например, внедрение более удобной и понятной навигации в интернет-магазине, чтобы совершать покупки было проще и быстрее.
Профессия находится на стыке математики и маркетинга. Также понадобятся знания в области экономики и навыки программирования. Сотрудники востребованы в интернет-торговле, IT, GameDev (разработка игр), банковском секторе, логистике.
Пример обязанностей продуктового аналитика из нескольких вакансий:
- Изучение пользовательского опыта.
- Разработка CJM (Customer Journey Map). Это карта, показывающая, где и каким образом человек может узнать о продукции компании, взаимодействовать с ней.
- Построение воронок продаж и их оптимизация.
- Проведение AB-тестов. Их используют для оценки эффективности предложенных изменений.
- Поиск способов уменьшить отток пользователей.
- Разработка системы показателей и их мониторинг в различных аналитических системах: Power BI, Google Data Studio, Tableau, Яндекс.Метрика.
- Формирование отчетности.
-
Работа с базами SQL.
То, чем занимается продуктовый аналитик, зависит от сферы деятельности. Например, если речь идет о создании продукта с нуля, потребуется исследовать рынок, анализировать конкурентов. Сотрудники, работающие в интернет-магазинах, отслеживают поведение пользователей на сайте, анализируют статистику продаж.
Product analyst и Data analyst: в чем разница?
В их работе много точек пересечения, но задачи отличаются.
Product analyst |
Data analyst |
Занимается развитием конкретного продукта компании (например, мобильного приложения). |
Собирает, изучает и интерпретирует бизенс-информацию в целом. Помогает улучшать работу компании (оптимизировать бизнес-процессы). |
Работает с пользовательскими сценариями, воронками продаж, статистикой сайта. |
Работает преимущественно с данными, которые охватывают деятельность фирмы в целом. Выявляет узкие места. |
Создает метрики продукта и предлагает решения для его продвижения. |
Предлагает решения, которые используются для развития бизнеса в целом. |
Если говорить простыми словами, продуктовый аналитик занимается более узкими задачами. Data анализ – более широкое направление, в котором много специализаций.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы |
Минусы |
|
|
Сколько зарабатывает продуктовый аналитик?
Самые высокие доходы в Москве – от 100 до 200 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге можно найти вакансии с оплатой до 150 тысяч руб. В регионах платят 70-90 тысяч в месяц. В случае удаленной работы можно рассчитывать на зарплату, близкую к столичной.
Также уровень оплаты зависит от опыта. Новичкам в Москве могут предложить около 50 тысяч рублей. При наличии стажа от 1 до 3 лет – от 60 до 90 тысяч. Специалисты с опытом более 3 лет могут получать от 100 тыс. рублей и выше.
Некоторые работодатели предлагают стажировку на 1-3 месяца. Если кандидат справится с задачами, ему предлагают постоянный контракт. Стажировка – хороший шанс получить первое место для новичка.
Что нужно знать и уметь продуктовому аналитику?
Разбираться в математике, экономике и маркетинге, владеть программами для обработки данных.
Уметь:
- Анализировать данные на языке Python и R.
- Cоздавать базы на SQL.
- Проводить тесты и глубинные исследования.
- Находить неочевидные взаимосвязи.
- Визуализировать цифровую информацию (создавать дашборды).
- Выделять метрики, отражающие качество продукта.
-
Cоставлять отчеты.
Для работы понадобятся знания математической статистики и теории вероятности, понимание алгоритмов и структуры данных, умение создавать математические модели.
Программы, которые нужно знать:
- Excel (либо Google Таблицы). Применяется для работы с формулами, диаграммами, таблицами.
- Power BI. Используют для визуализации информации, а также анализа.
-
Google Analytics (либо Яндекс.Метрика) – для отслеживания действий пользователей на сайте.
Необходимые личные качества и soft skills:
- Аналитический склад ума.
- Внимание к деталям.
- Умение наглядно представлять данные, обосновывать свою точку зрения.
-
Знание иностранных языков не обязательно, но будет преимуществом кандидата.
В вакансиях продуктовых аналитиков встречаются следующие требования:
- Знание SQL, часто – Python.
- Умение делать выводы, находить неочевидные закономерности.
- Навыки визуализации данных.
- Опыт работы с Яндекс.Метрикой, Google Analytics и аналогами.
- Умение проводить A/В тесты.
-
Навыки самоорганизации.
Как стать продуктовым аналитиком и где учиться?
Программы обучения по этой профессии не встречаются в вузах. В данную сферу часто приходят из IT, бухгалтерского учета, маркетинга и других областей. Больше половины сотрудников проходили обучение на продуктового аналитика на курсах или самостоятельно.
Название курса и ссылка |
Описание |
Профессия Продуктовый аналитик в Skillbox |
Подойдет новичкам, а также продакт-менеджерам, разработчикам, маркетологам. На курсе научат:
|
Product-analyst от нуля до middle в Нетологии |
Курс будет полезен новичкам, которые хотят пройти обучение на продуктового аналитика с нуля. А также маркетологам и product-менеджерам. Вы научитесь:
|
Обучение на аналитика данных в Sky.pro |
Это базовый курс, без акцента на анализе продукта. После окончания можно выбирать различные направления работы. Программа подойдет в том числе новичкам, без опыта в IT. На курсе научат:
|
Бесплатные курсы, уроки, вебинары
Помогут изучить азы и получить общее представление о сфере деятельности:
- Трехмесячный курс от Финтеха. На момент подготовки обзора был бесплатным. После окончания можно получить приглашение на интервью в штат. Чтобы попасть на курс, нужно оставить заявку, заполнить анкету, пройти экзамены (решить задачу по математике и решить бизнес-кейс), дождаться e-mail с результатами отбора.
- Бесплатный курс от университета Нетология.
- Полезное видео: план обучения – что нужно учить и как.
- Плейлист по продуктовой аналитике от агентства AGIMA. В нем 16 видео, которые можно посмотреть бесплатно.
-
Открытые вебинары по аналитике от ProductStar. На момент подготовки обзора там было 42 урока.
Как новичку найти работу?
Что поможет при трудоустройстве, если нет опыта:
- Изучить обработку big data, формулы и создание таблиц в программе Excel.
- Освоить профессиональный софт.
- Составить привлекательное резюме.
- Готовить сопроводительное письмо для каждого отклика, в котором указывать, чем привлекла вакансия и какую пользу вы можете принести компании.
- Создать портфолио, отражающие практические навыки. Можно добавить в него учебные проекты.
-
Готовиться к каждому собеседованию. Собирать сведения о компании и желательно – об интервьюере. Работодатель оценивает не только знания кандидата, но и то, насколько будущий сотрудник соответствует корпоративной культуре.
На собеседовании могут задать задачи на внимательность или логическое мышление.
Где найти стажировку продуктовому аналитику?
- Программа оплачиваемых стажерских программ в IT есть в Tinkoff.
- На HH.ru: при поиске нужно в фильтрах слева выбрать тип занятости «стажировка».
- В компании Контур. Здесь набирают стажеров на лето, в том числе могут предложить стажировку продуктовому аналитику. Если пока набор не ведется, можно оставить контакты, заполнив форму на сайте. Вам напишут, когда начнется следующий набор.
-
Подпишитесь на группу Клуб фрилансеров. В ней размещаются вакансии крупных компаний, в том числе удаленные.
Список организаций, которые набирают на практику студентов, также можно посмотреть в этом обзоре.
Отправить комментарий
Бытует мнение, что профессия ретушера фотографий появилась одновременно с графическими редакторами, то есть относительно недавно. Однако это не ...
Преподаватель – это интересная работа для коммуникабельных, внимательных и увлеченных наукой людей. Преподаватели обучают студентов в высших и ...