Что такое фактчекинг: как проверить достоверность информации в тексте?
В век избытка информации важно уметь отличать факты от фактоидов – недостоверных или выдуманных сведений. В статье мы расскажем, каким источникам можно доверять и как проверить сомнительные данные.
Навыки фактчекинга пригодятся для написания текстов и статей. Они также необходимы редакторам. Такие специалисты востребованы в интернете.
Как заработать в интернете, умея проверять факты, расскажем в конце статьи. Если хотите сразу об этом узнать, переходите по ссылке.
Содержание:
- Что такое фактчекинг и для чего он нужен?
- Примеры ошибок и фейков
- Какие данные нужно проверять в текстах?
- Методы проверки информации
- Какие источники являются достоверными?
- Чек-лист по фактчекингу для авторов и редакторов
- Полезные сервисы и инструменты
Что такое фактчекинг и для чего он нужен?
Так называется проверка информации на достоверность, правдивость, соответствие действительности. Изначально этот термин пришел из журналистики. Он образован от английского fact checking.
Корректное написание – слитное, без дефиса (фактчекинг, а не факт-чекинг). В идеале любые сведения, которые размещаются в интернете, должны проходить такую проверку. Полезно знать основы и правила фактчекинга, чтобы писать грамотные тексты.
Для чего нужно проверять информацию:
- Сайтам (их авторам и редакциям), блогерам – чтобы сформировать и сохранить репутацию.
- Ученым – чтобы выстраивать исследования на подлинных научных фактах.
-
Пользователям – чтобы опираться на надежные сведения.
Подытожим: говоря простыми словами, фактчекинг в журналистике – это проверка информации на подлинность, которая нужна, чтобы отличить правду от искаженных или выдуманных сведений.
Примеры ошибок и фейков
Знаменитая история о лох-несском чудовище
Легенды о подводных монстрах – часть шотландского фольклора. Но в 1933 году история о чудище из озера Лох-Несс стала известна за пределами страны. Тогда завершилось строительство дороги, проходившей по берегу Лох-Несса. Пара, путешествовавшая вдоль озера, увидела монстра, перебежавшего дорогу перед их автомобилем. Об этом случае написали в местной газете, и история стала широко известна.
После этого неоднократно появлялись фотографии Несси (все они оказались подделками). Находились даже следы, которые тоже были ненастоящими.
Миф оказался таким убедительным, что пользователи интернета и в 2024 году продолжают выяснять, живет ли монстр в озере. А летом 2023 года на водоеме проводили поисковую операцию с использованием гидрофонов и другой техники. Но Несси не показалась.
Статистика поисковых запросов Яндекса. Люди до сих пор ищут информацию по этому вопросу.
Изначально история о лох-несском чудовище не является фейком. Однако когда этот миф стал популярным, некоторые люди пытались получить свой «кусочек славы», создавая фейки – фотографии и следы «древнего ящера».
Миф об инопланетянине
В 1995 году британец Рей Сантилли заявил, что в его руки попала запись аутопсии инопланетянина, чей летательный аппарат был сбит в Нью-Мексико еще в 1947 году. Научное сообщество объявило, что это фейк, но это не помешало истории обрести известность и обрасти подробностями.
Какие данные нужно проверять в текстах?
Если кратко – все, в которых можно ошибиться:
- Фамилии, имена, отчества.
- Даты, время.
- Должности, места работы.
- Названия, наименования (компаний, организаций и др.)
- Места. Например, в России есть Зеленоград, Зеленоградск и два Зеленогорска. Часто путают Великий Новгород и Нижний Новгород, Ростов и Ростов-на-Дону.
- Термины (корректность использования).
- Цифры и числа.
- Контактные данные – проверка этих фактов тоже относится к составляющим фактчекинга. В идеале нужно убедиться, что контакты рабочие.
-
Цитаты. Убедитесь, что высказывание приводится без сокращений, не выдернуто из контекста. Иногда частичное использование фразы меняет ее смысл. Проверьте, принадлежит ли высказывание этому человеку.
Как проверить достоверность информации: методы фактчекинга
Сначала нужно найти первоисточник – исходный текст, официальное заявление, видео, фотографию. Если источник отсутствует или это «британские ученые», информация может быть недостоверной.
Далее источник нужно тщательно изучить. Методы зависят от его вида. Мы рассмотрим, как можно проверить достоверность информации в интернете: определить подлинность сайта, видео, фото, аккаунта в соцсети и других источников.
1. Сайт СМИ или медиа. Проверьте, это официальный сайт или его клон, созданный для введения в заблуждение пользователей. Это можно проверить через сервисы, например, SimilarWeb. На подобных сервисах можно увидеть количество посетителей сайта, рейтинг и другие показатели.
2. Видеоролики. Видеофейки можно проверить через сайт Deepware.
3. Фотографии. Через Яндекс Картинки или TinEye можно узнать, где и когда фото разместили изначально.
4. Социальные сети. Проверьте профиль человека, написавшего о событии. Посмотрите, есть ли еще записи на странице, авторские фотографии и посты, кто у него в друзьях, как давно создан профиль. О других признаках фейковых страниц мы писали на Kadrof.ru.
Пример фактчекинга – загуглить картинку, чтобы понять, перед вами реальная фотография человека, или это модель из фотобанка.
5. Аккаунт известного человека. Убедитесь, что он официальный (такие страницы обозначаются специальным значком).
6. Личность человека-источника информации. Ответьте себе на такие вопросы: может ли у этого человека быть доступ к информации? В чем его мотивация ее сообщать? Ранее он давал подтвержденные сведения?
7. Медицинские исследования.
Выясните:
- На ком проводились исследования.
- Есть ли контрольная группа.
- Сколько человек участвовало в исследовании.
- Сколько ученых проводило исследование.
-
Где была публикация.
8. Научные статьи. Их подлинность можно проверить через Академию Google – в результатах поиска будет краткая аннотация работы.
В процессе фактчекинга соберите разные мнения. Узнайте позицию нескольких экспертов, чтобы убедиться, что информация подана непредвзято. Если речь идет о конфликте, выясните мнения обеих сторон.
Какие источники считаются достоверными?
Являются достоверными при подготовке статей: |
Не являются надежными источниками в журналистике: |
|
|
Чек-лист для авторов и редакторов
Навыки фактчекинга помогут копирайтеру, журналисту, редактору повысить качество текстов.
1. Подбирая информацию для материала, проверьте ее по следующим пунктам:
- Источник, приведенный в сообщении, можно проверить – это не «британские ученые».
- В тексте есть четкий ответ на вопрос, так ли все было на самом деле.
- Информация изложена логично и последовательно.
-
Нет преобладания эмоций над фактами.
2. Если работаете с уже готовым материалом (например, редактируете статью), проводите фактчекинг в несколько этапов:
- Прочитайте текст и отметьте все, в чем не уверены.
- Проверьте по надежным источникам то, что можно проверить.
-
То, что не получается проверить, по возможности замените или уберите.
Желательно сделать так несколько раз, потому что за одно прочтение сложно заметить все сомнительные факты и формулировки.
Полезные инструменты и сервисы для фактчекинга
- Scanner.deepware.ai – сайт для проверки видео на подделку.
- Scholar.google.ru – Академия Google, ресурс для проверки научных статей.
- Tineye.com – поиск картинок. Позволяет определить, где изображение было размещено в интернете, что часто требуется для фактчекинга. Сервис англоязычный, может «не знать» ресурсы из рунета. Мы попробовали загрузить картинку, размещенную на сайте в домене .ru, и сервис ее не нашел.
- Яндекс Картинки – поиск изображений. Позволяет понять, на каких сайтах была размещена фотография. Хорошо работает с рунетом.
- SimilarWeb – сервис, где можно посмотреть трафик на сайт.
-
Content-watch.ru – сервис проверки уникальности текстов.
Как заработать на проверке фактов?
Вот несколько способов получать деньги, умея проверять достоверность данных:
- Стать AI-тренером. Это люди, которые собирают и обрабатывают информацию для искусственного интеллекта. В Яндексе им платят от 75000 рублей в месяц. Также таких сотрудников ищут в Тинькофф.
- Писать статьи для сайтов за деньги. На Kadrof.ru можно посмотреть бесплатный курс по копирайтингу, в котором вы получите необходимые знания для создания контента. Авторов статей набирают в бренд-медиа. Гонорар за текст там бывает на уровне 3-10 тыс. рублей.
-
Если вы владеете иностранными языками, то можете зарабатывать на проверке точности переводов. Такие вакансии встречаются в бюро переводов.
Это далеко не все способы заработка на текстах в интернете. Если вы хотите получить больше информации, посмотрите статью, как стать копирайтером с нуля и получать хорошие деньги.
Отправить комментарий
Это важная характеристика контента – она влияет на результаты SEO-продвижения. Мы расскажем, как считается этот показатель. Покажем, как его ...
Это распространенный недочет в устной и письменной речи. Разберем значение слова тавтология. Рассмотрим примеры, как найти и исправить ошибку. В ...