Как работать дома и не сойти с ума? Интервью с психологом Оксаной Барковой
Работа дома – далеко не то же самое, что работа в офисе. Наравне с большими плюсами и у такой работы есть определенные минусы, связанные с психологией. Работа сутками, без выхода на улицу, при дефиците реального общения может наложить определенные отпечатки. Мы решили узнать, насколько серьезно может повлиять работа дома на состояние человека и что можно сделать, чтобы избежать ненужных последствий.
Как настраивать себя на работу, что делать с ленью и как полноценно отдыхать – далеко не полный перечень вопросов, которые мы решили задать герою нашего интервью. Оксана Баркова – врач психотерапевт и психолог с опытом работы более 18 лет, предприниматель, владелец психологического центра Self.
Kadrof.ru: Большинство фрилансеров работают дома, общаются с клиентами и коллегами только при помощи электронных каналов связи - по скайпу, электронной почте, аське. По себе знаю, что при такой организации работы через пару-тройку дней, если не выходить из дома, начинаешь раздражаться, меняется настроение. Поэтому мой первый вопрос связан с вот с чем: как Вы считаете, может ли человек нормально работать в условиях дома, при дефиците живого общения и не приведет ли подобная работа к каким-то психологическим проблемам? Вот я начинаю раздражаться при дефиците общения - нормальна ли такая реакция?
Оксана Баркова: Вы сами замечаете, что нехватка живого общения приводит к накоплению раздражения. Это естественная реакция психики и тела на ограничения. Человек существо социальное и ему для эмоционального и физического выживания просто необходимо черпать ресурсы из отношений, познавать себя, развиваться внутренне, расти духовно. Быть в отношениях это переживать эмоции, чувствовать другого, наполняться энергией. Этого электронные каналы связи дать не могут. Они чаще всего направлены на обмен информацией и эмоционально могут больше истощать, чем наполнять.
Если Вы замечаете, что у вас идёт перебор «общения» с монитором компьютера и затворнического пребывания дома, значит необходимо пересмотреть режим работы и отдыха, понять, как так происходит, что работа занимает столько времени, и Вы даёте ей себя полностью поглотить.
При любом переборе в каком либо виде деятельности начинают страдать другие области жизни. Отношения с близкими и друзьями, развлечения, хобби уходят на второй план, и в итоге это может к одиночеству, эмоциональному истощению, физическим болезням, а также к хронической усталости с последующей бессонницей, вялостью и апатией.
Это достаточно тяжёлые психологические состояния и переживания, из которых чаще всего самостоятельно трудно найти выход. На этом этапе уже требуется помощь специалиста-психолога. Поэтому, чтобы не доводить себя до такого состояния, стоит вовремя отслеживать первые звоночки нарушений и на них реагировать. А ещё лучше, зная, что такое в принципе возможно, заранее это предотвращать, планировать свою работу, устанавливать распорядок дня и следовать ему. Делать перерывы в работе на 10-15 минут, заниматься гимнастикой, дышать свежим воздухом, просто смотреть на красивые пейзажи. Это переключение поможет вам сохранять энергию и быть в форме в течение рабочего дня.
Kadrof.ru: Часто на фриланс идут, потому что хотят получить гибкий график. Но в итоге получается, что ломается режим - например, есть заказ, люди работают сутками, потом отсыпаются неделю. С точки зрения психолога, что лучше - работать так, как работается, или все-таки заставить себя трудиться по жесткому графику?
Оксана Баркова: Работать сутками или трудиться по жёсткому графику – это крайности, которые ни к чему хорошему не приведут, так как что в одном, что в другом случае есть напряжение. Поэтому здесь правда стоит выработать гибкий график. Когда есть заказ, стоит изначально установить реальные сроки его реализации и обсудить это с клиентом. После этого составить пошаговый план реализации и строго ему следовать. Иногда так бывает, что Вы выбираете взять «срочный» заказ – в этом случае тоже стоит позаботиться о себе и организовать режим работы и отдыха в течение его выполнения. Важно подходить осознанно и не создавать себе таких авралов регулярно, так как по большей части это вопрос личного выбора. В любом случае никто насильно не заставляет включаться в такой график работы и жизни. Если с человеком это происходит регулярно, значит он не берет на себя ответственность за происходящее, списывая всё на «срочные» заказы и вредность заказчиков.
Kadrof.ru: Многие фрилансеры сталкиваются с проблемой, что не успевают все делать вовремя. Психологически очень сложно заставить себя делать то, что например - делать не хочется или лень. Как лучше бороться с ленью, можете ли Вы помочь советами?
Оксана Баркова: Прежде всего, стоит разобраться с тем, что вызвало лень. Неправильно организованный график работы, отвлекающие факторы, плохие условия работы, напряжённые отношения с кем-либо из близких. Или, может быть, застой творческих идей, большое количество заказов, которые просто «задавили», или усталость, которая накопилась. Факторов много, поэтому стоит выделить, что именно влияет на упадок энергии, и устранить это. Также полезно предотвращать возникновение подобных моментов, организуя себе отдых в выходные дни, а может быть, даже в течение недели делать незапланированные перерывы, если идёте вперед графика запланированной работы. Полезно иногда сходить в кино, погулять на природе, посидеть в тишине, отрешившись от всего.
Лень – чаще всего употребляется как слово ругательное, однако можно рассматривать его, как сигнал организма о том, что пора что то пересмотреть в своей жизни. Также часто бывает, что лень возникает тогда, когда появляется «внутренний критик», который чем-то недоволен, и тогда необходимо провести внутреннюю работу по построению уважительного отношения к себе. Борьба с ленью чаще всего приводит к её усилению, поэтому порой бывает полезно ей отдаться на какое-то время, дать себе осознанно отдохнуть.
Kadrof.ru: «Нормальные» люди работают в офисе, а дома психологически отдыхают. Но фрилансер и работает, и отдыхает дома, хотя многие опять-таки испытывают проблемы - с одной стороны, не могут настроиться на работу дома, с другой - не могут отдыхать дома, т.к. воспринимают дом как офис. Скажите, пожалуйста, какие советы можно дать людям, чтобы они могли и работать, и отдыхать дома? Как переключать себя дома с отдыха на работу и с работы на отдых?
Оксана Баркова: Самое первое – это необходимо выделить специальное рабочее пространство, входя в которое Вы будете переключаться с режима «Я дома» на «Я на работе». Желательно, чтобы это было отдельное пространство, лучше комната с дверью, которую необходимо закрывать, тем самым проводя границу между домом и работой.
Работайте в специальной рабочей одежде, не стоит садиться за рабочий стол в том, в чём ходите дома. Прежде чем приступить к работе, завершите все домашние процедуры, чтобы не бегать с работы домой и обратно, нельзя смешивать эти пространства, иначе будет хаос.
Если Вы выстроили свой рабочий режим, следуйте ему, проявляя настойчивость и волю. Необходимо организовать своё рабочее место таким образом, чтобы было комфортно, удобно и одновременно структурно, чтобы всё лежало на своих местах и было в порядке. Когда закончили работу и оказались в той зоне, где у вас дом, не стоит опять убегать на работу, закрыли дверь и забыли до завтра. Провести границу необходимо не только территориально, но и психологически внутри себя. Следуйте этим простым правилам, проявляйте заботу о себе, так как само по себе ничего не произойдёт.
Kadrof.ru: Меня часто спрашивают, как объяснить домашним, что ты дома - но работаешь, и тебя не надо отвлекать. Люди не понимают, особенно если работают в офисе. Для них тот, кто работает дома - "не работает", и его можно дергать. Можете ли Вы посоветовать, как лучше объясниться с домашними, родственниками, что несмотря на работу дома, фрилансер так же трудиться и ему не надо мешать?
Оксана Баркова: Поговорите с близкими и ясно определите свои границы. Объясните, что во время работы вас нельзя беспокоить и привлекать к домашним делам, просить посидеть с детьми или сходить в магазин, так как для этих дел вас нет, и вы будете доступны в такой- то час. Здесь важно говорить ясно и аргументированно. На самом деле это вопрос взаимоотношений. Важно учитывать и свои потребности, и своих домашних, чтобы не было перегибов вроде «я работаю и всё тут, не знаю, когда освобожусь, и это я не могу и то». Надо ясно говорить не только про работу, но и про совместный отдых, тогда близкие будут знать, когда вы будете с ними, и у них не будет копиться раздражение и недовольство.
Kadrof.ru: Скажите, пожалуйста, с точки зрения психолога, как лучше чередовать работу и отдых? Например, как часто лучше ездить в отпуск и сколько оставлять дней для выходных? Есть ли смысл много отдыхать или можно работать без отдыха, как трудоголики, и при этом генерировать супер идеи?
Оксана Баркова: С точки зрения психологии стоит опираться на реальную ситуацию и потребности организма в работе и отдыхе. У каждого человека свой личный темперамент и потребности во сне, физической и психологической нагрузки, кто-то живёт один, а кто-то с семьёй и у него есть обязанности, которые связаны с взаимностью в отношениях. Для одного человека трудоголизм – это норма и ему хорошо, а другой при этом – страдает. И менять что-то начинает именно тот, кому плохо. Можно работать на пределе и генерировать супер идеи, однако это не может продолжаться бесконечно, поэтому этим можно пользоваться ситуативно и осознанно, как неким инструментом. Я считаю, что полезно строить свой график работы таким образом, чтобы были 1-2 выходных в течение недели, плюс свободные вечера, а также 10-14 дней каждые 6 месяцев выезжать куда нибудь. Тогда психологически и физически Вы будете в форме и получите время на развитие других областей своей жизни.
Kadrof.ru: Оксана Николаевна, благодарю за подробные ответы. Хочется задать последний, но один из самых важных вопросов, особенно для успешных фрилансеров. Многие из них - люди амбициозные, сравнивают себя с другими специалистами, испытывают профессиональную зависть к другим. Насколько данные чувства - я имею ввиду профессиональную зависть и желание быть лучшим - хорошие мотиваторы для работы? Или лучше по-другому настраивать себя на успех?
Оксана Баркова: Зависть и стремление быть лучшим связаны между собой тем, что человеку чего-то не хватает, что он какой то не такой, менее успешный, менее развитый, словом, меньше, чем кто то. На самом деле это достаточно разрушительные чувства, так как переживающий их человек не ценит того, что есть у него, он больше сфокусирован на другом и не видит своих ресурсов, возможностей, перспектив, тем самым теряя энергию.
Хорошим мотиватором на успех является знание самого себя, своих сильных и слабых сторон, внутреннее желание развиваться, расти, создавать новые качества, накапливать опыт. Важно иметь видение того, куда человек стремится, чтобы, глядя туда, появлялось желание идти, двигаться, чтобы тело наполнялось энергией. Чтобы сделать видение материальным, можно взять лист ватмана и разместить в нём образы целей в виде картинок вырезанных из журналов. Затем повесить на стене своего рабочего кабинета, чтобы вид целей приводил в состояние вдохновения.
Можно разделить образ на области жизни. Картинки должны быть такими, чтобы при взгляде на них тело и эмоции откликались радостью, энергией, удовлетворением. Мотивация-это внутренние чувства и мысли, которые помогают двигаться и достигать целей. В психологическом плане полезнее и здоровее использовать те, которые наполняют энергией, а не истощают.
Отправить комментарий
Екатерина Гейзерих работает сценаристом-фрилансером. В интервью нашему сайту она рассказала о своей профессии: чем интересна данная сфера, в каких ...
Если вы мечтаете о карьере веб-дизайнера, обязательно прочитайте данное интервью. Вы узнаете, как освоить профессию дизайнера, с чего начать ...