Как работают журналисты-фрилансеры в Германии?
Автор: Карина Гальт - журналист и копирайтер, стажировалась в Европе.
Контакты автора:
Email: galt_k_klim@fromru.com
ICQ: 441-142-184
Портфолио: http://www.freelancejob.ru/users/Galt_K_Klim
«В этих походах можно было заработать славу, но не деньги»
- Как Вам семинар, понравился?
Под дощатым причалом у музейного катера, списанного таможенной службой Гамбурга, текла Эльба. На другом берегу виднелась высотка журнала «Spiegel», где за час до этого закончилась первая общегерманская встреча журналистов-репортажников, организованная «корифеями» немецкой журналистики – «Geo», «Spiegel» и газетой «Die Zeit».
В Гамбург съехалось больше двухсот человек – все пишущие журналисты, многие фрилансеры. Автора этих строк забросило в редакцию журнала «Spiegel» почти случайно: подала заявку, получила приглашение, заплатила полцены за участие (фрилансеры и студенты в Германии считаются людьми неустроенными, и платят меньше, чем штатные журналисты) – и теперь сидела на причале. Расставляла по полочкам впечатления.
Было интересно. Молодой репортер из «Geo» рассказывал, как ночевал в Антарктике в одном мешке с зубной щеткой, пастой, бельем и вообще всем, что ему понадобилось бы утром – желательно не промерзшим (он вел семинар о приключенческих репортажах). Матиас Г., журналист «Spiegel», говорил об особенностях портретного репортажа, приводил в пример интервью с политиком и бывшим членом СС. Было шумно, бестолково, на лестницах висел сигаретный дым и запах кофе, но для первого раза - вполне.
- Да, я тоже думаю, что было интересно. Только неприятные они, журналисты из крупных изданий, - сказала женщина ближе к сорока, в потертых джинсах, с рюкзаком и фотоаппаратом, и пояснила:
- Господин Матиас Г., когда узнал, что я фрилансер, улыбнулся неприятно и спросил: «И что, на гонорары можно жить?»
Можно ли жить на гонорары? Как говорил янки из Коннектикута, «в этих походах можно было заработать славу, но не деньги». Или деньги тоже?
- Да, кстати, меня зовут Ульрика К., я вольный журналист из Берлина.
«Широчайшее поле деятельности и к тому же… ни одного конкурента»?
Фото 1. На семинары немецкие фрилансеры ездят за свой счет, но вечер в пляжном клубе «Lago Bay Beach Club» оплатили организаторы.
© 2008 Йозеф Хаслингер
Как у многих фрилансеров Германии, у Ульрики есть трудности с поиском заказов и свободное время съездить на семинар (за свой счет, конечно), чтобы пообщаться с коллегами и конкурентами - вольными и «оседлыми». Штатные журналисты посматривают на фрилансеров с легкой снисходительностью: экономическая ситуация в Германии сложная, трудно даже работникам из офисов, поэтому лучше иметь крепкие тылы.
Но, в общем, жить на гонорары можно. В ФРГ тысячи журналистов-фрилансеров. Большинство из них – взрослые люди с семьями, квартирами (хотя бы съемными), счетами, кредитами, страховками, страховками, страховками… Они заключают договоры, выполняют работу – и живут.
Кроме гонораров, есть еще поддержка немецкого социального государства. По законодательству, фрилансеры и вольные журналисты – не совсем синонимы. В Германии, как и в России, чаще употребляют привычное уже английское «фрилансер», но в случае с журналистами речь идет именно о «вольноопределяющихся» медиаработниках: о тех, кто пишет для ежедневных и воскресных газет, популярных и узкоспециализированных журналов, работает на частные и государственные телерадиокомпании, интернет-СМИ и пресслужбы фирм и органов власти.
Именно этих журналистов немецкие законы относят к гражданам вольных профессий, которые делят на пять групп. Вольные журналисты находятся в двух последних: «свободные художественные, публицистические и педагогические профессии» (в т.ч. журналисты, переводчики, дизайнеры, иллюстраторы и др.) и «свободные профессии медиасферы и информационных технологий». Здесь, среди прочих, немецкое законодательство размещает рекламных фотографов, веб-дизайнеров и, конечно, онлайн-журналистов.
Фрилансер вообще – это частный предприниматель, который может предлагать любые услуги. Но социальные льготы и помощь государства положены только тем из них, чья работа вписывается в одну из названных групп. Поэтому в Германии выгоднее быть вольным журналистом. К тому же, согласитесь, это звучит лучше «фрилансера» и тем более «медиаработника» - больше романтики, горного воздуха, соленых брызг (есть, конечно, в этом заявлении доля сарказма, но почти незаметная).
Поле деятельности в самом деле широчайшее, тем более, что большинство немецких сайтов заинтересовано в профессиональных, качественных, журналистских текстах (хотя и с поправкой на нюансы интернет-журналистики). Поэтому – да, поле деятельности широчайшее, но и конкуренция сопоставима.
И тем не менее, заказы найти можно: есть множество специализированных интернет-бирж для вольных журналистов (свой список предлагает и сайт Немецкого Союза Журналистов, http://www.djv.de/). Гораздо сильнее противостояние между фрилансерами и штатными журналистами. Дело в том, что фрилансеров по убеждению в Германии меньше, чем в России. Многие журналисты «вольноопределяются» по необходимости: из-за экономических сложностей и перепроизводства медиаработников им не хватает компьютера в редакции и расширенного соцпакета штатного сотрудника.
И в штат хотят многие. Прежде всего, молодые, с холодным рассудком и четким пониманием экономической ситуации - выпускники всевозможных медийных специальностей. Журналистом в Германии можно стать самыми разными путями: поступить на одноименный факультет в университет, закончить журналистскую школу или профессиональное учебное заведение, где в дополнение к основной специальности дадут журналистское образование; можно отучиться 2 года в т.н. волонтариате (работа и учеба при СМИ) или переквалифицироваться в журналиста из специалиста по коммуникациям, маркетолога, пресс-секретаря, лингвиста, филолога…
В России очень похожая ситуация, но потребности немецкого рынка гораздо ниже (в Союзе Журналистов уже больше 40 000 членов, из них свыше 1000 - фрилансеры). Журналистов слишком много, даже если учесть, что корифеи немецких СМИ – те, кто поднимал массовую информацию после войны – признали уже: традиционные СМИ скоро исчезнут, уступив место единой медиасреде Интернета. Рабочих мест в ней станет больше.
Сайты всех видов СМИ действительно наращивают количество страниц, а редакции, экономя где только можно, укрупняют «штат» внештатных сотрудников – поэтому фрилансеры вздыхают свободнее. Но в лифтах практиканты немецких редакций и волонтеры (т.е. те, кто учит журналистику волонтариатом и работает как фрилансер), по-прежнему делятся планами: кто как надеется остаться в своем издании насовсем.
В обратную сторону – из редакции в «вольные стрелки» - поток гораздо уже. Гонорары постоянно урезают, конкуренция растет, горизонт неуверенно покачивается и скрыт туманом.
«Все наши ребята время от времени отправлялись к святому граалю»
Фото 2. На ступеньках «Spiegel»: Многие участники первого
общенемецкого форума журналистов-репортажников были фрилансерами.
© 2008 Йозеф Хаслингер
Но «идейные» фрилансеры тоже, конечно, есть. Многие молоды и действуют как по совету Гюнтера фон Лоевского, легенды немецких средств массовой информации, которого до сих пор на улицах узнают, как Позднера в России.
«Если бы я был молодым журналистом-фрилансером», - сказал автору «немецкий Позднер», - «я бы уехал жить и работать туда, где мало немецких журналистов и много интересного для Германии».
Иными словами, Лоевский отправился бы на Ближний Восток, в Латинскую Америку, к «азиатским тиграм» (в новый индустриальные страны Азии) или в бывшие советские республики. Это регионы, где плотность немецких журналистов несопоставима с европейской и североамериканской. Разумеется, Лоевский писал бы для «родных», немецких, СМИ. Именно они заинтересованы сегодня в красочных, живых историях из стран, на которых сосредоточено экономическое и политическое внимание Германии. И именно они платят стандартные немецкие гонорары, рекомендации по которым Немецкий Союз Журналистов выпускает ежегодно (брошюру за 2008 г. можно найти на сайте Союза, на немецком: http://www.djv.de/).
Сейчас средняя цена - от 50 центов до 1 евро за строку, в зависимости от размеров СМИ и известности фрилансера. Поэтому за публикацию в местной газете можно получить примерно 150 евро, а в федеральном журнале – уже 250-500 евро. Правда, студенты, школьники, пенсионеры и авторы, для которых журналистика – только подработка, получают меньше: по 20 центов за строку. Время от времени свободные журналисты Германии выступают против заниженных тарифов и бастуют при поддержке Союза Журналистов. Последняя демонстрация была против ограничения максимального годового заработка в 18 000 евро, который установила Североемецкая радиовещательная компания (Norddeutsche Rundfunk).
Так или иначе, но покупательная способность даже 100 евро «студенческого» гонорара, скажем, в Баку, много выше, чем в Нью-Йорке. В Нью-Йорк, кстати, мечтают перебраться многие молодые журналисты ФРГ – работать фрилансерами на издания разных стран и одновременно жить в центре событий. Гюнтер фон Лоевский на это сказал, что таким вольным журналистам придется писать много больше: на 150 евро среднего гонорара – а, скорее, все же на 150 долларов США – в Нью-Йорке можно жить едва ли неделю.
Поэтому Ульрика К. могла бы еще раз ответить Матиасу Г. из «Spiegel»: на гонорары жить можно. Зависит от того, кто платит, и где тратить. Хотя сама она из Берлина и поэтому хорошо разбирается в проблемах «среднестатистического экономически активного немца», помноженных на трудности фрилансерских будней. Но в редакцию Ульрика не стремится.
- Они настолько закоснели в своих кондиционированных бюро, что уже забыли, как работать на улицах. Зачем? Есть же «Google»! А как ты напишешь репортаж о бездомном, интересно? У него нет сайта, и в «Google» его не найдешь…
Вместо эпилога
Зато в «Google» можно найти множество бирж для немецких журналистов-фрилансеров. У одной – особенно музыкальное название: «Lance-a-lot». Встают в воображении не немытые наемники времен Тридцатилетней войны, а рыцари в сверкающих доспехах, мечом и доблестью добывающие себе славу и приключения… Прагматики могут вспомнить, что исторические рыцари были далеки от куртуазного идеала и прекрасно совмещали добычу славы с зарабатыванием денег.
Автор статьи:
Карина Гальт - журналист и копирайтер, стажировалась в Европе. Пишет
тексты для бизнеса (имиджевые статьи, интервью, пресс-релизы и др.),
авторские статьи, оказывает полную контент-поддержку веб-ресурса,
делает переводы (английский - прямой, немецкий – прямой и обратный).
Контакты автора:
Email: galt_k_klim@fromru.com
ICQ: 441-142-184
Полезные материалы по теме:
- Где найти работу журналисту?
-
Каталог журналистов-фрилансеров. В каталог можно бесплатно добавить информацию о себе, чтобы заказчики могли с вами связаться.
Отправить комментарий
Профессиональные заболевания есть у представителей любой специальности. Фрилансеры – не исключение. Сидячий образ жизни и постоянное нахождение за ...
Мне стали часто писать письма с вопросами, что делать, если потерял работу из-за коронавируса или предприятие, где работал человек, временно ...