Алексей Дружинин: "работайте профессионально, дорого и медленно"
Алексей Дружинин – бренд дизайнер, успевший поработать и на российские, и на западные компании. Поэтому он не по наслышке знает, что такое фриланс "там" и фриланс "здесь". И в чем отличия западных заказчиков от наших, российских.
Но не только западный фриланс стал предметом нашего разговора. Что такое дизайн и кто такой дизайнер - вечные вопросы, которые сколько не обсуждаются, все равно остаются вопросами. Как стать востребованным и высокооплачиваемым дизайнером? Как продавать свои услуги дорого? И в чем состоит ценность дизайна как такового? Секреты профессии - в ответах Алексея.
Работы из портфолио:
Портфолио Алексея Дружинина на сайте FreelanceJob.ru
Sersh: Первый вопрос, который сразу хочется задать. Возможно, он покажется тебе немного наивным. Тем не менее, внятного ответа на него я еще нигде не встречал. А получить его очень хочется. Объясни мне, как человеку, далекому от дизайна, в чем заключается суть твоей профессии? И чем дизайнер отличается от художника?
Алексей: Похоже, долгий разговор намечается. Первый вопрос и сразу хочется написать книгу. Отвечу по порядку: суть профессии «дизайнер» заключается в умении «смотреть - и видеть», «слушать - и слышать», «думать - и понимать». Дизайнер, любой дизайнер – это в первую очередь человек, который видит, слышит и понимает то, что будут видеть, слышать и понимать остальные люди, глядя на его работу.
Чем дизайнер отличается от художника? Позволю себе пересказать историю рассказанную мне одним очень известным дизайнером Игорем Гуровичем:
«В Лондоне некоторое время назад проводился конкурс среди дизайнеров на редизайн одной из улиц этого города. Приглашено было большое количество и дизайнеров, и художников, и просто около-творческих людей. Задача на первый взгляд простая – сделать редизайн одной из старейших улиц Лондона. После нескольких месяцев работы на суд было предоставлено несколько работ. Среди них было много граффити, много предложений во что можно раскрасить дома, дорогу и магазины с киосками – вообщем много очень интересных, но именно художественных проектов. Выиграла женщина, Дизайнер, которая вместо того чтобы заниматься украшательством улицы и домов, сначала прошлась по ней, поговорила с людьми, расспросила их о сути проблемы. Она вышла защищать свой проект не с кучей бордов и красивыми картинками, а рассказала комиссии, что на этой улице, в рамках выделенного бюджета, можно сделать единственную правильную с точки зрения дизайнера вещь – положить на дороге новый асфальт, потому как старый совсем уже плох. Вот это – я считаю работой профессионального зрелого Дизайнера с большой буквы. Она победила в конкурсе».
Sersh: Вроде разобрался. Тогда как можно стать дизайнером? Что для этого надо закончить, прочитать или сделать?
Алексей: Стать дизайнером можно только научившись думать. Стать оформителем бумажек, событий или предметов можно закончив художественное училище, курсы по фотошопу или 3D-Max.
Sersh: Можно ли самостоятельно освоить эту профессию?
Алексей: Можно. Начинать советую с дизайна собственной жизни. После этого можно уже не стыдясь выходить в «большой дизайн». Можно и наоборот – но много сложнее, по себе знаю.
Sersh: Дизайнерам за что-то платят. И, видимо, не только за красивое оформление чего-либо, но и еще за что-то. За что? Какие задачи должен выполнять дизайн?
Алексей: Не мешать. Дизайн не сможет помочь, например, в бизнесе, его первостепенная роль – не обгадить хороший бизнес (чему есть много примеров), второстепенная же – дать жизнь плохому. Всем известная истина – если продукт хорош, он будет востребован и при не очень хорошем дизайне, но если он плох – без дизайна ему на рынке не обойтись. Самого большого успеха добиваются, как правило – партнеры, один с качественным продуктом, второй – с качественным дизайном (чему тоже есть много примеров).
Sersh: Каких, например?
Алексей: За примерами, как дизайн может навредить или помочь коммерческому делу, далеко ходить не надо. Один из самых ярких примеров вреда и пользы дизайна в современном бизнесе - дизайн упаковки шоколадных конфет «Верность качеству». Первое оформление, сделанное безусловно, с хорошим вкусом и отличным «оформлением», не принесло бизнесу пользы, так как не соответствовало требованиям рынка. Редизайн же упаковки повысил продажи шоколада в несколько раз. Это значит, что работа была выполнена не как «дизайн ради дизайна», а как дизайн, который работает на благо клиента. Я называю дизайнеров, которые помогают бизнесу - партнерами, а тех которые впаривают красивый, но недееспособный дизайн - оформителями интересного, но - собственного эго.
Sersh: Тогда по каким критериям можно оценивать дизайн?
Алексей: Дизайн сегодня – это бизнес. И критерии его оценки – такие же, как и у любого другого бизнеса, с одной поправкой – дизайн несет ответственность за развитие визуальной культуры общества. Критерии оценки бизнеса – доход. Сегодня правило первое, очень простое – ты зарабатываешь больше, если на тебе кто-то зарабатывает еще больше. Правило второе – часто более важное для нас – дизайнеров, это – ответственность. Не буду глубоко мечтать, но я верю, что «деньги – это далеко не все в жизни». Именно поэтому я часто отказываю своим клиентам в работе, которая по моему мнению может принести вред визуальной культуре наших детей.
Sersh: Но чуть выше ты говорил, что дизайн не может помочь в бизнесе. Тогда чему он может помочь? Говоря простыми словами, почему один макет может стоить $300, а другой - $600, хотя оба, на первый взгляд, сделаны аккуратно и красиво?
Алексей: Дизайн может повысить «добавочную стоимость». Одна и таже водка, оформленная по-разному, имеет разную цену на рынке, и часто, только за счет брендинга и оформления. Компания с грамотно сделанной айдентикой - вызывает больше доверия у клиентов. Но качественная айдентика должна соответствовать уровню услуг, которые оказывает эта компания, иначе возникает самое страшное, что может случиться в мире дизайна - несоответствие содержимого упаковке. Встречают по одежке, а провожают по уму - помните такую пословицу? Представьте: к вам приходит агент по продаже дорогой недвижимости, одетый в дорогой костюм, гладко выбритый, с элитными часами и чистой обувью, здоровается при встрече с легким французским акцентом и вдруг, протягивает вам грязную визитную карточку, отпечатанную на принтере, где 21 кеглем написано «ФуфелЭстейт! 100 лет на рынке - нам стоит доверять!!!» - в этот момент и возникнет как раз то самое несоответствие, о котором я говорил выше.
А по поводу работы сделанной за 300 USD и за 600 USD - здесь, к сожалению, никто не застрахован получить конфетку за 300 и «очень плохо» за 600. Надо смотреть на портфолио дизайнера, и уметь понять, почему он просит ту или иную сумму, не стесняться спрашивать - что входит в стоимость работы? Очень распространенное явление в российском фрилансе - это вопрос «Сколько стоит у вас сделать логотип?». Один фрилансер говорит 300, второй 600, третий 3000, причем работы на первый взгляд в портфолио одинакового уровня, кого же и как выбирать?. Давайте разберемся, Что «обычно» (80% всех работ) входит в работу над лого за 300 USD? Дизайнер садится и за час-день-два, в зависимости от квалификации, делает 3-4 варианта красивых, но очень часто «не работающих» графических работы, зато чистыми 300 USD заработал!
Что делает профессионал? Он тратит около половины бюджета, например в 600 USD, на первоначальные исследования: самой компании и ее структуры, ценностей бренда, его конкурентов, специфики бизнеса и в целом отрасли, истории и стилистики ранее сделанных работ, целевой аудитории и.т.д. Потом предлагает несколько направлений, по которым можно вести работу клиенту (пока даже не рисуя), если клиент сомневается в направлении - делаются наброски, выбирается один из них - и потом уже ведется работа по доводке лого до хорошего графического воплощения. И тоже зарабатывает чистыми 300 USD! Чувствуете разницу? Именно из-за расходов на анализ работы, конкурентов и правильного направления - разработка логотипа может стоить в разы дороже 600 или 3000 USD, и длиться в разы дольше 2-х дней. Но результат - как правило, тоже очень и очень разный получается... Дизайнер, который не проводит подготовительную часть работы – к сожалению, может называться либо «оформителем» либо «художником», поэтому таким дизайнерам и платят меньше -))). Так что - «аккуратно и красиво» - это очень маленькая часть айсберга, которая обычно даже не обсуждается - и так понятно что «безобразно и некрасиво» никому не надо...
Sersh: Как ты относишься к использованию клипартов?
Алексей: Использование хороших клипартов - хорошо. Плохих – плохо. Все нужно использовать с умом и по делу. Я считаю основным принципом жизни – здравый смысл.
Sersh: Давай перейдем от дизайна к дизайнерам. Каких дизайнеров ты выделяешь, как самых профессиональных, на Западе и соответсвенно в России?
Алексей: Я выделю не дизайнеров, а скорее страны. Дело не в том, что я не признаю личности. На мой взгляд, именно визуальная культура среды способствует развитию личности. Англия, Голландия, Япония, Скандинавия – вот мои профессионалы. Как правило, чемпионы дизайна - это страны, обладающие суровым климатом и малой территорией. Им больше всего приходится стараться, чтобы бумага не была замарана безответственно, мебель была дешевой и функциональной, а автомобили и техника – надежной. Сначала они делали все это для себя – потом стали кумирами для остальных. Российские дизайнеры – прежде всего люди, получающие удовольствие, славу и деньги от результата своих трудов, японские и скандинавские – получающие то же самое от процесса работы.
И... все таки не удержусь - самый для меня авторитетный человек от дизайна в России - это мой учитель, Леонид Фейгин, арт-директор студии Direct Design.
Sersh: Вопрос, интересующих многих фрилансеров. Как повысить свою стоимость на рынке? И как дизайнеру продавать свои услуги дорого?
Алексей: Здесь, повторюсь, сначала надо делать для себя. Потом – становиться кумирами для остальных. Повысить свою «реальную» стоимость на рынке можно только имея свое собственное лицо и профессиональную честь. А как «просто» продавать свои услуги дорого? Просто – повышайте цены.
Sersh: Ты успел поработать на Западе и в России. Соответсвенно, можешь сравнить заработки специалистов «там» и «здесь». На твой взгляд, какой потолок заработков дизайнера на Западе и в России?
Алексей: Дизайнер – одна из самых интересных профессий в плане наличия «потолка». Его нет. «Потолок» устанавливает сам дизайнер, оценивая свое положение на рынке. Если брать позицию дизайнера «в штате» - разница не большая, в России зарплатная «вилка» на профессионального дизайнера в большом рекламном агенстве составляет 1500-4000 USD чистыми (в зависимости от региона), на Западе – 2000-4000 EUR, но с меньшей зависимостью от региона. При этом надо учитывать, что дополнительный заработок фрилансом есть у 90% дизайнеров и в России и на Западе. Но: уровень зарплат «там» обусловлен развитой конкуренцией и профессионализмом кандидатов, а уровень зарплат «здесь» – развивающейся и растущей, как на дрожжах экономикой. Разные вещи, да?
Sersh: Тогда где больше всего платят дизайнерам в России?
Алексей: В Москве. Профильные дизайн-студии (фирменные стили и графический дизайн) и брендинговые агенства (упаковка и брендинг) плюс, конечно, рекламный бизнес (рекламные концепции, ATL, BTL).
Sersh: А если сравнивать фриланс и работу в офисе? Кто зарабатывает больше - дизайнер в студии или дизайнер-фрилансер?
Алексей: Успешному профессионалу все равно. Есть только одна большая разница, фрилансер на Западе – это как правило, человек выросший из рамок студии – поэтому он зарабатывает несравнимо больше, фрилансер в России – скорее неудачник, которого студия не приняла, поэтому он зарабатывает фрилансом чуть меньше, чем мог бы заработать в студии. По моему мнению, самые «зарабатывающие» в России фрилансеры – это либо люди с именем, коих единицы, либо люди имеющие постоянный заработок в штате студии и «подрабатывающие» дома или в рабочее время фрилансом.
Sersh: Алексей, как ты узнал о фрилансе?
Алексей: Перевел с английского. Проверьте в поисковике.
Sersh: И каким был твой первый опыт в роли фрилансера? Кто был заказчиком?
Алесей: Ну, конечно, друзья. Кто еще может заказать что-либо у дизайнера, который только начал свой путь?
Sersh: Где ищешь заказы, если не секрет? И как из России можно выйти на западных заказчиков? И вообще реально или нет брать заказы иностранных компаний, находясь в России?
Алексей: Я не люблю заниматься поиском клиентов. Именно поэтому я и не сделал себе карьеры в области продаж. Но я люблю работать, создавать. До сих пор воспринимаю закон сохранения энергии как нечто, что касается лично меня – «если ты создал что-то красивое просто так, оно к тебе вернется с тройной отдачей». Несколько своих первых работ я делал не за деньги, а за имя и реальное портфолио. И то, что я отдавал свое время и силы для этого, ко мне вернулось и в качестве российских клиентов, и в качестве западных.
Работать с западными клиентами из России тяжело. Первые мои клиенты из Польши, Люксембурга и Швеции появились только во время моего проживания в Европе, так что посоветовать, как с ними работать из России – я не могу, а вот как вызвать к себе интерес независимо от местоположения, могу: найдите страшненький сайт какой-нибудь западной компании в интернете и сделайте для него редизайн и лого, и стиля, и сайта. Сделаете хорошо? Они откликнутся. Могу сказать однозначно – работать с западными клиентами пока еще намного более приятно и безопасно, чем с российскими. Наверное, это из-за того, что «сделано-оплачено» для западных клиентов дело обычное, а для российских компаний пока все еще «предмет для обсуждения» с дизайнером.
Sersh: У тебя имеется опыт работы с западными компаниями. Интересно, чем отличается западный заказчик от российского?
Алексей: 100% легальным и имеющим юридическую силу контрактом. Также – желанием и обязанностью платить налоги на благо страны, в которой он ведет свой бизнес. Это воспитано десятилетиями и достойно доверия и уважения.
Sersh: Среди фрилансеров попадаются люди, которые откровенно демпингуют, берутся за работы с любой оплатой. Как ты относишься к фрилансерам, которые «ломают» цены на рынке?
Алексей: Вырастут – и перестанут. Они же демпингуют не из-за желания кого-то обделить работой, а просто из-за профессиональной скудности. Я считаю, это не демпинг – это правда жизни, клиенты не дураки, никто за дорого это (здесь было не совсем литературное выражение - прим. Sersh) не купит.
Sersh: Другая проблема - обман со стороны работодателей. Каким образом ты защищаешь себя от заказчиков-кидал?
Алексей: Я защищаю себя от них качеством моей работы и заказными письмами на свой адрес для отстаивания своих прав потом. Я уверен - хорошая работа – даже если не оплачена, никогда не пропадет – в любом случае она будет украшать мое дизайнерское портфолио.
Sersh: Остаются стандартные вопросы, которые я задаю всем героям интервью. Твой личный девиз?
Алексей: Статистика – наука точная, некоторые из нас до завтра не доживут.
Sersh: Твои пожелания фрилансерам?
Алексей: Никогда не теряйте свое лицо. Работайте профессионально, дорого и медленно.
Sersh: Спасибо за ответы!
Многие фрилансеры думают о работе на западных биржах, но не знают, с чего начать карьеру «там» и какие особенности имеются на иностранных ...
У нас в гостях – журналист и PR-консультант Ольга Копцева, Член Союза журналистов, автор около 150 публикаций в российских периодических изданиях, ...