Как создать ИТ-стартап, найти гениальную идею и раскрутиться?
Многие фрилансеры хотят создать свой проект или стартап, но не знают, с чего начать. Мы решили взять интервью у представителей компании Мегаплан – известной ИТ-компании, которая запустила много успешных продуктов. Мы попросили рассказать, как работает ИТ-бизнес и компания, в частности, где найти гениальную идею и какие слагаемые делают продукт успешным.
На фото: Сергей Козлов, генеральный директор компании «Мегаплан», всегда поддерживает свою команду
Как рождаются новые идеи в условиях насыщенного рынка? Вы находите их интуитивно, путем исследований или каким-либо другим способом?
Алексей Серафимов, директор продукта «Совместная работа»:
В Мегаплане моя команда занимается разработкой и развитием модулей для совместной работы: Задачи, Документы, Общение, Дела. Нас 8 человек: директор по продукту, аналитик, дизайнер и 5 разработчиков.
Новые идеи возникают, как у всех: принимаем пожелания клиентов, рассматриваем предложения коллег, анализируем рынок и конкурентов, мои «бойцы» предлагают. Чтобы рождались свежие идеи, важно иногда отвлекаться на спорт и хобби. Считаю это главным условием появления всего нового в нашем мире: мозг отдохнул — мозг придумал.
Идей очень много, но мы не принимаем быстрых решений. Концепция практически каждой идеи обсуждается на совещаниях с коллегами, тестируется на лояльных клиентах. От идей, реализация которых экономически нецелесообразна, отказываемся. Ценные идеи объединяем в проект и воплощаем. Чтобы ничего не забыть, записываем все в Мегаплан.
Сергей Врулин, директор продукта «ЦРМ: Клиенты и продажи»:
Случается, что идеи возникают интуитивно: иногда во время исследования каких-то сфер бизнеса, иногда — из повседневной жизни. Также идеи приходят от людей, с которыми работаешь: партнеры, коллеги, клиенты рассказывают о проблемах. Все хотят сделать жизнь и бизнес проще, удобнее. Наша задача — дать пользователям правильные инструменты для комфортной и быстрой работы. Иногда с налету генерим массу идей, как это сделать.
Никита Белобров, менеджер проекта «Зеттаплан»:
Единого рецепта поиска идей нет. Разумеется, чтобы родилась идея, необходим «первичный бульон» в голове. Для этого необходимо изучать рынок, находить незаполненные области, ставить себя на место клиентов, прислушиваться к их советам и жалобам, исследовать конкурентов. В общем, постоянно изучать сторонние мнения. Когда накапливается критическая масса мыслей и мнений, появляется шанс выдать оригинальную идею.
Идеи мелких «фишек» для Зеттаплана обычно возникают во время его использования. Есть простое правило: хотите разработать хороший продукт — пользуйтесь им сами.
Что нужно знать о рынке ИТ-стартаперу, чтобы сделать успешный продукт? Как определить, что действительно нужно пользователям, а что – нет?
Алексей Серафимов, директор продукта «Совместная работа»:
Стартаперу нужно хорошо разбираться в специфике продукта, который он предлагает. Важно знать потенциальных конкурентов: следить, что они делают, как они это делают, изучать сильные и слабые стороны, удачи и провалы.
Если у стартапера уникальная идея и аналогов у нее нет — это по-настоящему круто. Тогда нужно действовать быстро, чтобы не опередили.
Основа любого стартапа — это команда единомышленников, людей, которые верят в тебя и проект. Мегаплан создавался именно по такому принципу.
Поэтому стартапер должен быть хорошим организатором: вовлекать в проект нужных людей.
Сергей Врулин, директор продукта «ЦРМ: Клиенты и продажи»:
Очень важно самому окунуться в проблемы, с которыми сталкивается ваш ключевой клиент. Почувствуйте его боль на себе — поймете, нужен ваш стартап пользователям или нет. Я всегда думаю, как избавить людей от этой боли, — и решение появляется само. Если выпустите на рынок «таблетку» и аналогов не будет, ваш стартап обязательно станет успешным.
Никита Белобров, менеджер проекта «Зеттаплан»:
Все зависит от специфики рынка. Если не уверены в успехе, желательно пробовать разные варианты. Это увеличивает шансы: хотя бы один вариант «выстрелит». Впрочем, это правило действует не только для ИТ-проектов.
Как формируется цена на ИТ-продукты? Какие методы Вы используете для определения оптимальных цен на новый продукт?
Виктор Шелике, руководитель департамента продаж:
Когда в 2008 году выводили Мегаплан на рынок, в ценах ориентировались на общемировую практику. Для аналогичных решений почти везде цена устанавливается за лицензию на человека в месяц. Никаких сложных тарифов.
Мы пошли дальше и ввели конкурентные лицензии. Это значит, что у компаний нет обязательства покупать лицензии на всех сотрудников. Количество лицензий — это количество пользователей, которые могут работать в Мегаплане одновременно. Такая система дает большую экономию распределенным офисам. Сотрудники просто договариваются, кто в какое время работает в Мегаплане.
В России цена на ИТ-продукт обычно зависит от степени жадности разработчиков: они думают, сколько хотят заработать, а не сколько готов платить клиент. Часто такой подход встречается в небольших компаниях.
Страдаете ли Вы от демпинга и как «боретесь» с бесплатными аналогами и софтом, за который пользователям платить ничего не надо?
Виктор Шелике, руководитель департамента продаж:
Возможно, я вас удивлю. Демпинга в нашем сегменте почти нет, потому что нет идентичных продуктов: у каждого свой интерфейс, своя логика работы, один удобный, другой — нет. Есть разница в ценах, но она несущественна. К тому же цена на нашем рынке не определяющий критерий выбора. Любая ИТ-система — это инструмент, и оценивать его нужно не по стоимости, а по результату для компании.
Тем не менее для пользователя все продукты похожи, он обратит внимание на большую разницу в стоимости. Мы помогаем ему выявить реальные потребности. В конечном счете его цель — выбрать продукт, который компания будет использовать максимально долго.
Любую ИТ-систему дорого внедрять с точки зрения временных затрат. Нужно время на перенос данных, обучение и адаптацию. Чем чаще меняете систему, тем меньше работают люди. Поэтому при выборе системы нужно учитывать не только цену продукта, но и затраты на внедрение, обучение и дополнительные услуги. Бесплатный или дешевый продукт обычно трудно внедрять и «допиливать». Более дорогой быстро стартует: в нем просто работать, есть бесплатная техподдержка и мобильное приложение.
В нашей стране есть привычка брать на вырост, с запасом прочности. Например, если новичок покупает лыжи, то сразу профессиональные. Мыслит так: немного помучаюсь, зато менять не придется. Иногда также поступают компании: они переплачивают за вспомогательные сервисы, которыми никогда не пользуются. Например, покупают программы с открытым кодом, чтобы потом доработать, но «потом» никогда не наступает.
Если выбираете дешевый продукт, будьте готовы к дорогому внедрению и отсутствию сервиса. Если клиент мало платит, ему проще отказать: уйдет — не велика потеря. В итоге приходится доплачивать сторонним разработчикам, а потом снова тратить время и деньги на переход. Когда продукт прилично стоит — это значимо не только для вас, но и для того, кому платите: вами больше дорожат.
Как Вы собираете и обрабатываете пожелания клиентов? Ведь их очень много и желаний много. Как Вы оцениваете, что действительно нужно внедрить, а на что сказать «нет»?
Виктор Шелике, руководитель департамента продаж:
У каждого пользователя Мегаплана есть персональный менеджер, которому он задает вопросы и озвучивает пожелания. Мы их собираем и обсуждаем. Кроме того, общаемся с клиентами в блоге на сайте: наши разработчики отвечают на комментарии.
При обработке пожеланий сначала разделяем их на 2 группы: пожелания от потенциальных клиентов и пожелания от текущих клиентов. Слушаем в первую очередь текущих: их пожелания самые ценные, потому что они работают в Мегаплане и действительно знают, как лучше. Пожелания потенциальных клиентов из серии «вы сделайте — мы купим», скорее всего, просто отговорки.
Потом оцениваем, как часто клиенты обращаются к нам с проблемой. Если решаемся на доработку, делаем так, чтобы она не затронула текущих клиентов, а желающие могли изменить настройки. Объясню, почему так. Одни клиенты могут говорить о неудобствах — мы исправим. Обязательно найдутся другие, которые скажут, что раньше было лучше. А так мы и первым помогаем, и вторых не трогаем.
Стараемся максимально учитывать пожелания. Но если проект не вписывается в стратегию компании и затрагивает чуждую для нас область, не беремся. Например, если попросят сделать CMS — откажемся: это направление не входит в наши планы.
Сразу просьба от фрилансеров. Будет ли реализована функция склеивания профилей. Например, в фирме А у меня один профиль, в фирме Б – другой. Чтобы переключиться между ними, надо или каждый раз перелогиниваться или использовать разные браузеры. Это не очень удобно. Особенно вопрос актуален для фрилансеров, у которых может быть несколько профилей.
Такая функция есть в планах по реализации на этот год
Нанимаете ли Вы фрилансеров, и если да, то как ищете и выбираете специалистов? И что нужно сделать фрилансеру, чтобы привлечь внимание крупной ИТ-компании, такой как Ваша?
Сергей Врулин, директор продукта «ЦРМ: Клиенты и продажи»:
Мы работаем с общими базами резюме в интернете. Обычно не акцентируем внимание, был ли кандидат фрилансером. Если понимаем, что человек имеет нужный компании опыт, проводим собеседования. Для нас важны следующие составляющие резюме кандидата: желание работать, а также опыт и навыки, которые усилят команду продукта.
Никита Белобров, менеджер проекта «Зеттаплан»:
В Зеттаплане привлекаем фрилансеров на работы с четко определенными требованиями к результату. Это могут быть составление и выверка текстов, проработка мелких деталей дизайна, программирование модулей, требующих специфических знаний и умений.
Основным критерием выбора дизайнера является его репутация, которая складывается из ответственности и профессионализма. У нас есть планы разработки на месяц, квартал, полугодие и год, поэтому желательно минимизировать риск провала сроков. Присматривать за работой штатного сотрудника достаточно легко и можно вовремя выявить отставания или провалы качества, поправить ситуацию перераспределением сил. В случае с фрилансерами это не так просто, поэтому важно доверие к конкретному человеку.
Есть мнение, что фрилансеров неохотно берут на офисные позиции. Есть ли у Вас опыт найма фрилансеров в штат и готовы ли Вы рассматривать таких кандидатов? Если да/нет, то почему?
Сергей Врулин, директор продукта «ЦРМ: Клиенты и продажи»:
Такое мнение действительно есть, и оно, я считаю, оправдано. Причина в том, что фрилансер — человек, который принадлежит сам себе и делает, что ему захочется. Офис и команда продукта — это совсем другая среда со своей атмосферой: тут есть ответственность, определенные требования, коммуникации, конфликты и споры. Плюс фрилансера в том, что он привык разбираться во всем самостоятельно: у него больше опыта и общих знаний.
Но такие люди, как правило, менее надежны для компании. Фрилансеров интересно привлекать на специфичные направления и на конечной стадии работы.
Мы рассматриваем фрилансеров для работы в штате, потому что все люди разные и для многих описанных выше барьеров не существует.
Вступил в силу закон о персональных данных. Перенесли ли Вы данные клиентов в Россию? И если да, то где надежней брать сервер?
Михаил Пирогов, руководитель отдела эксплуатации и администрирования:
Персональные данные, с которыми работает Мегаплан, и так всегда были в России. А критерии выбора надёжности сервера у всех разные, решать нужно в каждом конкретном случае.
Вопрос от фрилансера. Где Вы находите идеи для своей рассылки? Это самая крутая рассылка, которую я когда-либо получал и читал?
Дина Бабаева, главный редактор сайта «Большие планы»:
Идеи для рассылок рождаются в голове. Идеи — в людях. Хорошая тема всегда бьет в боль человека, его потребность и то, о чем он переживает. Все просто: волнует вас, друзей, родных, близких, знакомых и незнакомцев — пишите об этом. Больше людей вокруг вас — больше понимаете их боль.
Несложно написать текст с рекомендациями: делайте так, потому что мы так сказали. Сложно придумать тему, не побояться дать свое мнение и ждать мнения остальных. Задача текста — приводить в движение мысль. Так и подбираются темы.
Расскажите какой-либо кейс из области управления сотрудниками. например, как можно добиться того, чтобы все сотрудники все задачи закрывали вовремя?
Никита Белобров, менеджер проекта «Зеттаплан»:
Среди наших клиентов есть рекламное агентство. Они придумали правило: если к 12:00 у кого-либо из сотрудников есть просроченная задача, он делает символический вклад в бюджет организации в размере 50 рублей. Эта мера дисциплинирует, заставляет помнить о задачах, переносить их срок, объясняя причину.
Директор этого агентства прав: любой системе нужен администратор. Если не контролировать просроченные задачи, система перестанет быть эффективной.
Спасибо!
Отправить комментарий
Статья основателя проекта Альберта Хайруллина. Мы честно признаемся, что делали свою биржу на тех минусах сайта free-lance.ru, которые видели еще ...
Олег Буйлов – фрилансер. Сегодня он успешно сотрудничает с компьютерными журналами в качестве внештатного автора. Его работа – это наглядный ...