Дизайнер Анастасия Гилёва: «учитесь у лучших и вырабатывайте свой стиль»
Сегодня у нас в гостях дизайнер Анастасия Гилёва. Она рассказала много интересного о своей профессии, развитии карьеры в качестве фрилансера, организации рабочего процесса, самообразовании и профессиональном росте. Мы благодарим Анастасию за интересное интервью и советуем его прочитать всем, кто интересуется дизайном и карьерой в этой сфере.
Расскажите, пожалуйста, о себе. Почему Вы решили стать дизайнером, как давно работаете в этой сфере?
Приветствую! Уверена, что в бизнесе в большинстве своем люди делятся на два типа: создателей и продавцов. Я побывала и в том, и другом амплуа. Так уж сложилось, что мое первое высшее образование связано с предпринимательской и коммерческой деятельностью. И некоторое время я занималась продажами, сначала в B2C, потом в B2B секторе. Но эта работа не приносила мне удовлетворения, а была скорее предопределена силою обстоятельств. Хотя, сейчас я понимаю, насколько бекграунд продаж полезен.
Однажды я просто задала себе вопрос, чем на самом деле хочу заниматься? Стала искать информацию. В ту пору (2004 год) интернет начал активно развиваться и создание сайтов показалось мне интересным занятием. Закончила курсы по дизайну и верстке сайтов, и самостоятельно изучила Photoshop. На тот момент для вхождения в профессию веб-дизайнера этого было достаточно. Далее началось воспитание себя как профессионала: сначала наработка портфолио в роли фрилнсера, далее работа в АИ «Интерфакс» в роли дизайнера интерфейсов, и после в той же должности, работа над топовым банковским продуктом iBank2 в компании Бифит.
Многие клиенты под дизайном понимают «чтобы было красиво». В чем на самом деле заключается работа дизайнера и какие задачи должен решать такой специалист?
Принято считать, что дизайн – это творческая профессия. Это не совсем точно, так как результат творческой деятельности часто субъективен.
И как говорилось в одной известной книге:
— Творцы нам тут … не нужны, — сказал он. — Криэйтором, Вава, криэйтором.
Результат работы дизайнера можно объективно оценить на соответствие поставленной задачи. Так что дизайнер – это скорее конструктор, который обладает определенным набором навыков и знаний, а не художник, который вкладывает в свой продукт свои ценности, свое видение мира.
C помощью дизайна мы создаем инструменты для решения разнообразных задач. От дизайна кружки, где основная задача реализуется эргономическими решениями, до дизайна буклета, который служит инструментом коммуникации.
В идеальном мире, а ведь мы все хотели бы жить в таком, работа дизайнера не должна ограничивается созданием макета. Так как макет – это только гипотеза решения, которое нужно воплотить и протестировать, получить результат отдачи от идеи и решения. И действовать далее, соответственно сложившимся показателям. Дизайн — это постоянный цикличный процесс, хоть в области визуальных коммуникаций и брендинге, хоть в области интерактивных решений.
Но в реальном мире так бывает далеко не всегда.
Какие знания и навыки необходимы дизайнеру?
Я бы сказала нужно учиться видеть и чувствовать, анализировать и задавать вопросы себе и окружающим. В подходе развития дизайнера все очень индивидуально. Конечно, необходимая база знаний должна быть. Под базой я имею ввиду академические знания: форма, цвет, композиция и т.д. Эти знания можно получить самостоятельно или обучаясь на курсе. Но знать и понимать это не одно и тоже. Понимание, за редким исключением, приходит только через практику, ошибки и опыт. Так что фраза: «учиться, учиться и еще раз учиться» здесь не актуальна.
Я училась в одной из известных школ дизайна и могу сказать, что это был интересный и полезный опыт. Такое образование, безусловно, является преимуществом в глазах клиентов и при приеме на работу. При этом я считаю, что у каждого дизайнера свой путь развития и наличие профильного образования не гарантирует успех. Если вы знаете, как и куда вам необходимо развиваться, то возможно обучение станет лишней тратой денег и времени.
Чтобы когда-нибудь стать гуру, нужно выбрать направление, в котором максимально интересно развиваться. Не стоит пытаться угодить всем. Я никогда не слышала о высококлассном специалисте, который одинаково хорош в вебе и 3D.Но также необходимо расширять свой кругозор, ведь самые интересные открытия и находятся на стыке смежных областей, и дизайн не исключение.
Многие наши читатели – начинающие фрилансеры. Традиционно у людей, делающих первые шаги в мире фриланса, возникает много вопросов о работе с клиентами. Расскажите, как Вы организуете рабочий процесс? Возможно, есть какие-то секреты?
Боюсь, что это тема для отдельного разговора) И развернуто ответить на этот вопрос в рамках этого интервью не удастся. Скажу о главном.
Залогом успеха является четкая постановка задачи в виде ТЗ или брифа.
Многие считают, что выбирать – это прерогатива заказчиков. Но дизайнер тоже должен уметь выбирать заказчика, и не только по обещанному бюджету. Иногда мы используем чек-лист для принятия трезвого решения по вопросу «стоит или нет работать с заказчиком?».
Второй документ, который помогает мне создать прозрачные отношения с заказчиком, это регламент. В процессе общения с заказчиком я обсуждаю все условия работы максимально честно, избегая двусмысленностей. А также обязательно высылаю на почту свой регламент — одностраничный типовой документ, который содержит описание хода и условий работы, описание обязательств обеих сторон. И когда все всех устраивает, заключаем договор.
Я сажусь за работу только тогда, когда уверена в том, что имею представления об ожиданиях заказчика.
Сколько вариантов дизайна Вы предлагаете заказчику?
Один. Нужно быть уверенным в себе.
Как Вы научились «чувствовать» клиента и «понимать», что он хочет?
Сам клиент не всегда знает, что хочет. Поэтому нужно развивать навыки коммуникации и получать скилы аккаунта.
Если клиент оценивает работу дизайнера, опираясь на личный вкус, а не решение поставленных задач, как Вы посоветуете действовать в такой ситуации?
Клиент не обязан быть компетентным. И не все понимают, что дизайн должен помогать решать бизнес-задачу клиента, а не потворствовать его вкусовым предпочтением, тем более, что сам клиент может и не является ЦА (целевой аудиторией – прим. Kadrof.ru) своего бизнеса. Таких заказчиков нужно распознать заранее, на стадии переговоров и заложить риски итераций в стоимость.
И самое важное. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно определить ожидания клиента, а иногда и сформировать у него эти ожидания. С этим можно справиться при помощи подбора референсов и мудбордов. Далее зафиксировать эти ожидания письменно, согласовав этот документ с клиентом.
Многие фрилансеры-дизайнеры задают нам вопрос: «Как привлечь агентство в качестве клиента»? Что Вы им посоветуете?
Дорогие молодые фрилансеры, дам ряд советов:
Первое. Даже если нет портфолио или оно очень маленькое, нужно сделать несколько кейсов, где вы подробно опишете задачу и ее возможные решения, их плюсы и минусы, а также итог, который получил заказчик. Не стоит описывать в кейсах типовые лендинги. Продемонстрируйте нетривиальные задачи и оригинальные и изящные решения. Если подобного опыта не было, придумайте задачу сами себе.
Второе. Напишите грамотное сопроводительное письмо, где открыто расскажите о себе, своих планах, своих навыках на сегодняшний день. И в нем же конкретно изложите свои ожидания по условиям и оплате, при этом оценивайте себя реально.
Не забудьте рассказать о преимуществах работы с вами. Например, одним из преимуществ может являться наличие у вас ИП.
Третье. Приложите к письму рекомендации, отзывы ваших клиентов, дипломы и сертификаты, которые так же подтверждают ваши компетенции.
Хотелось бы коснуться темы фриланса. Скажите, пожалуйста, какие преимущества Вы видите во фрилансе лично для себя?
В основном, это развитие целого ряда важных компетенций и навыков, которые невозможно получить, сидя в офисе.
За время, которое мы работаем вне офиса, помимо непосредственно дизайна, мы занимаемся продвижением своих услуг и привлечением новых клиентов, ведением переговоров, аккаунтом и сопровождением проектов, подбором и наймом других специалистов (дизайнеров, верстальщиков, программистов), управлением ими в рамках проекта, работаем с договорами и документами.
Как видите, на фрилансе можно развиваться, только имея высокую вовлеченность и самоорганизацию. Поэтому, мы научились быстро принимать решения и отвечать за них, поддерживать собственную репутацию и выходить из конфликтных ситуаций.
Мне нравится понимать, что все зависит только от нас самих.
Стоит ли молодому дизайнеру сразу уходить на фриланс или лучше вначале поработать в качестве штатного сотрудника в агентстве?
Часто у молодых дизайнеров нет выбора. Им сложно устроится на работу, так как нет портфолио и необходимого опыта. И все-таки, как только появляется возможность, я рекомендую сначала поработать в качестве штатного сотрудника. А наработав опыт и клиентскую базу, можно думать о фрилансе.
Как объективно оценить качество своей работы? Понять, насколько ты «крут» или наоборот?
Есть плохая новость и хорошая. Хорошая – это то, что с каждым проектом уровень работы будет расти. Плохая: если вам нравятся ваши прошлогодние работы, и вы не видите в них изъянов, то возможно, вам не стоит этим заниматься.
Думаю, идеальным вариантом для начинающего дизайнера было бы найти ментора или напроситься помощником к более опытному дизайнеру.
Критику на форумах тоже можно получить, но я не уверена, что она будет конструктивна. Например, на бихайнсе, вообще, не особо принято обсуждать чужую работу. Но там можно увидеть и проанализировать работы, которые вызывают интерес публики и имеют большой процент популярности.
Спасибо за интересное интервью! Дайте пару советов начинающим дизайнерам :)
Просто делать. Учиться у лучших и вырабатывать свой стиль. Всем мир и удачи!
Благодарю Вас за ответы!
Отправить комментарий
Стоит или не стоит легально работать? Какие документы нужно оформлять с клиентом и как свести «бумажную» работу к минимуму? Всегда ли нужно ...
Гость сайта Kadrof.ru – один из создателей биржи для профессиональных фрилансеров Freelancejob.ru, совладелец студии Sovka.net, автор и основатель ...