Кадров

  • Новости
  • Статьи
  • Новичкам
  • Профессии
  • Вопросы
  • Фрилансеры
  • Биржа
  • Помощь
Регистрация / Вход
Главная / Статьи / Как работать с клиентами / 10 опасных ошибок в техническом задании

10 опасных ошибок в техническом задании

10 опасных ошибок в техническом задании

Техническое задание описывает работы, которые должен выполнить исполнитель, и требования к ним. Кажется, опиши все подробно в ТЗ – и проблем на проекте не будет! На практике многие ТЗ содержат опасные ошибки, которые могут серьезно «аукнуться» исполнителю. Давайте разберемся, что нельзя делать в техническом задании? Чтобы было нагляднее, приведем реальные примеры.

1. Недостаточная конкретность

Опасная ошибка, которая может привести к переработкам. Например, в ТЗ указано: «исполнитель обязан написать текст объемом 2000 знаков». Исполнитель считает знаки с пробелами, а заказчик – без пробелов. ТЗ определенность не вносит – про пробелы в нем информации нет.

Правильно написать: «исполнитель обязан написать текст объемом 2000 знаков с пробелами», если вы считаете пробелы.

Или еще пример. В техническом задании написано: «уникальность текста должна быть не менее 80%». Вроде бы все хорошо, но возникает вопрос: в какой системе считается уникальность? Клиент смотрит в одной, вы – в другой. Значения получаются разные. Назревает конфликт.

2. Конкретное значение вместо интервала

Ну вот, мы написали «2000 знаков с пробелами». Кажется, все учли. А нет! Сдаем заказчику текст, а там «всего 1998 знаков». Клиент не доволен – работа не соответствует ТЗ. И он прав! Теперь вам придется думать, как сдать текст объемом ровно 2000 знаков. Кстати, если получится 2001 знак – это тоже нарушает ТЗ.

Правильно написать: «исполнитель обязан написать текст объемом до 2000 знаков с пробелами» , но на такую формулировку может не согласиться заказчик. Ведь вы можете написать текст объемом 500 знаков, и он тоже подойдет под эти требования. Поэтому еще лучше написать так: «исполнитель обязан написать текст объемом от 1800 до 2000 знаков с пробелами». Все конкретно, и для вас есть некий интервал по объему.

3. Использование интервала вместо конкретного значения

И это может быть ошибкой! Например, вы пишете в ТЗ: «сайт должен корректно открываться во всех современных браузерах». А что это такое, современные браузеры? Для клиента – IE 6 – тоже вполне современный, установлен на компьютере, который пылится на даче и редко включается. Но ведь работает!

Здесь важно указать в ТЗ закрытый перечень браузеров и их версий, в которых вы гарантируете корректную работу сайта.

4. Гарантии невозможного

Этот пункт особенно важен для специалистов, работающих в сферах, где невозможно гарантировать результат. Например, при продвижении сайтов невозможно гарантировать, что проект займет определенные позиции. Ведь сами позиции зависят от компьютера, с которого задается запрос. Какие позиции считать «правильными»?

Поэтому желание гарантировать то, что нельзя гарантировать – опасная игра. Может выйти боком. Многие производители софта не гарантируют, что их программы будут работать корректно и поставляют их на условиях «as is».

5. Отсутствие определений к терминам

Если в техническом задании используются термины, которые не имеют общепринятого значения, необходимо добавить в ТЗ список этих терминов с определениями. Этим вы обезопасите себя от ситуации, когда клиент поймет одно, а вы будете иметь в виду другое.

Например, вы решили писать тексты для SEO-агентства, а что данное агентство понимает под термином «вхождение ключевой фразы в текст» – в ТЗ не зафиксировали. В итоге не понятно, можно или нет менять слова из запроса местами, добавлять между словами предлоги, чтобы фразы выглядели более естественно, менять падежи у слов или число. Клиент может присылать бесконечные правки к оптимизации текста.

6. Наличие субъективных требований

Приветствуется заказчиками, но не рекомендуется для исполнителей. Особенно если вы работаете в творческой сфере, где оценка результатов сильно зависит от субъективных факторов. Например, не стоит писать в ТЗ: «написать яркий и позитивный текст о компании». Вы замучаетесь такой текст писать, и доказывать, что текст после 102 правок уже «достаточно яркий».

Чтобы клиент понимал, какой текст он получит, а вы – что писать, можно добавить в техническое задание тезисный план текста. Если вы – дизайнер, добавьте в ТЗ набросок дизайна. Ну и так далее, в зависимости от профессии.

Главное: субъективных требований в ТЗ быть не должно!

7. Неполное ТЗ

Хуже сорванного дедлайна, честное слово! Например, вы подробно описали функционал сайта, а добавить структуру в техническое задание – забыли! И начались прения с клиентом: вы думали делать сайт из 10 страниц, а клиент уверен, что страниц должно быть 100, и не меньше!

А еще возник вопрос, кто должен писать тексты для сайта? Клиент уверен – разработчик, а в ТЗ про то, кто должен предоставить контент – ничего не сказано.

8. Все, что не оговорено, выполняется на усмотрение исполнителя

Отсутствие этой фразы в конце ТЗ может привести к сюрпризам во время выполнения проекта. Добавляйте ее во всех технические задания, которые составляете.

9. Устное ТЗ

Сто раз об этом говорили, но напомню: устно согласованное ТЗ – значит отсутствие всякого ТЗ. Даже если вы запишете слова клиента на диктофон, вам придется доказывать, что это голос вашего клиента. Проще зафиксировать техническое задание в письменном виде. На крайний случай отправить ТЗ на электронную почту заказчика, и получить от него ответ, что ТЗ принято, клиент с ним согласен.

10. А клиент в курсе, что написано в ТЗ?

Убедитесь, что клиент внимательно прочитал техническое задание минимум 2 раза, и у него нет вопросов. Ошибочно думать, что можно написать в ТЗ любые требования к проекту, а если заказчик их не прочитал – это его проблемы. Это ваши проблемы! Если клиент не прочитал ТЗ, значит, он считает его формальностью, а при реализации проекта потребует делать «как он сказал, а что написано в ТЗ – это не важно». Можно, конечно, идти на конфликт, но зачем он вам нужен?

Поэтому вместе с клиентом внимательно прочитайте ТЗ. Объясните, что это не формальность. Согласуйте ТЗ с клиентом, убедившись, что клиент согласен со всеми формулировками в техническом задании. И только после этого приступайте к работе!

Полезные статьи по теме:

  • Как отвечать на проекты клиентов?
  • Как сделать идеальный бриф для клиента?
  • Саботаж со стороны клиента – что делать?
  • Пять ошибок, связанных с переговорами по телефону

Автор: Сергей Антропов (KadrofID: 5)
Добавлено: 22.09.2017 в 22:03
В избранное
Комментарии (0)

Отправить комментарий

Рекомендуем
Как убедить клиента хорошо заплатить?
Как убедить клиента хорошо заплатить?

Данная статья будет жесткой. Но иначе нельзя. Не получится объяснить то, что мешает продавать услуги по адекватной цене. Изложенные в статье ...

56 вопросов от клиентов, к которым нужно быть готовым на переговорах
56 вопросов от клиентов, к которым нужно быть готовым на переговорах

Часто на встречах клиенты задают каверзные вопросы, к которым вы не готовы. Возникает досадная пауза, которая грозит потерей заказа. Мы собрали 56 ...

Темы статейРазвернуть
  • Новичкам о фрилансе
  • Способы заработка
  • Полезные сайты и обзоры
  • Инструменты и сервисы
  • Профессии фрилансеров
  • Реклама и маркетинг
  • Как работать с клиентами
  • Психология и мотивация
  • Карьера и тайм-менеджмент
  • Финансы, право, инвестиции
  • Обманы и лохотроны
  • Истории успеха и интервью
  • Цены на услуги фрилансеров
  • Как работать с фрилансерами

Консультации

Справедливо ли команда фрилансеров поступает с новичками?
7 ответов
Где находятся вакансии?
1 ответов
Где создать портфолио?
3 ответов
С какими трудностями можно столкнуться на фрилансе?
3 ответов


  • Новости
  • Статьи
  • Новичкам
  • Профессии
  • Вопросы
  • Фрилансеры
  • Биржа
  • Помощь
  • О сайте
  • Правила для работодателей
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • Поиск по сайту
  • Служба поддержки
  • Что такое фриланс?
  • Как стать фрилансером?
  • Каталог профессий
  • Биржи фриланса
  • Вакансии для фрилансеров
old.kadrof.ru
© 2006—2025 Kadrof.ru При цитировании, пожалуйста, ставьте ссылку на наш сайт