50 ошибок, ухудшающих юзабилити сайта

50 ошибок, ухудшающих юзабилити сайта

В статье собрано описание 50 ошибок в юзабилити сайта и советы по их устранению. Используя статью как чек-лист, вы сможете проверить и повысить удобство вашего проекта для посетителей. Для удобства все ошибки юзабилити сгруппированы по типам. Если у вас останутся вопросы, пишите в комментариях – постараюсь помочь советом.

Общие ошибки в юзабилити сайта

Данные ошибки относятся к дизайну сайта в целом. Рекомендую начинать проверку юзабилити с данной группы проблем.

  1. Отсутствие адаптивного дизайна или мобильной версии сайта. Учитывая рост мобильной аудитории многих сайтов, дизайн проекта должен адаптироваться к экранам мобильных устройств. Иначе посетителям будет неудобно просматривать сайт с планшетов и смартфонов.
  2. В первом экране (область сайта, доступная на ПК без прокрутки) отсутствует меню и полезный контент. Это ошибка, особенно отсутствие меню. Если посетитель сразу не увидит навигацию, он может подумать, что ее нет совсем.
  3. Сокрытие меню в «гамбургер» на обычной версии сайта для ПК. Прятать меню в «гамбургер» необходимо только на версиях сайта для мобильных устройств. При просмотре сайта на ПК меню должно выводиться полностью, иначе посетитель может не понять, где находится навигация.
  4. В дизайне сайта отсутствуют специальные места для размещения информации об акциях и спецпредложениях. Это может вызвать трудности при необходимости анонсировать на сайте акции, поэтому необходимо заранее предусмотреть в шаблоне места для размещения баннеров.
  5. Недостаточная контрастность фона и текста. Исследования показывают, что посетителям проще всего читать черный текст на белом фоне. Однако не всегда сайт имеет белый фон и черный шрифт. Проверьте, что читать текст на вашем сайте удобно и он не сливается с фоном, не режет глаза.
  6. Мелкий шрифт. Частая проблема, которая ухудшает юзабилити сайта. Размер шрифта должен быть таким, чтобы посетитель мог легко воспринимать текст с экрана.
  7. Использование шрифта с засечками. Такой шрифт сложнее читать с экрана. Предпочтительнее использовать шрифт без засечек.
  8. Выравнивание текста по ширине. Оптимально использовать выравнивание по левому краю.
  9. Реклама на сайте занимает более трети площади. Большая площадь рекламных мест может вызвать санкции со стороны поисковых систем.
  10. На сайте имеются всплывающие окна. Использовать их нежелательно, поскольку такие окна сильно раздражают посетителей.
  11. Наличие горизонтальной полосы прокрутки. Создает неудобство для посетителей.
  12. В шаблоне дизайна используются неоптимизированные для web изображения. Это типичная ошибка, ухудшающая юзабилити сайта. Мне приходилось встречать в шаблонах картинки, вес который был более 1 Мб. Они замедляли загрузку сайта, особенно на мобильных устройствах с медленным Интернетом.

Ошибки в шапке сайта

  1. В шапке сайта отсутствует логотип и/или название компании и сфера ее деятельности. Посетитель не понимает, на какой сайт он попал и какую информацию может найти на нем. Несмотря на очевидный характер, ошибка часто встречается на сайтах, в том числе – коммерческих.
  2. Шапка занимает более 50% площади экрана, в результате полезный контент смещается вниз и для его просмотра необходимо прокручивать экран.
  3. На логотипе нет ссылки на главную страницу сайта. Пользователи привыкли нажимать на логотип в шапке, чтобы перейти к главной странице.
  4. В шапке корпоративного сайта отсутствуют номера телефонов. Посетителям приходится прилагать усилия для поиска контактной информации.
  5. Номера телефонов в шапке сайта прописаны картинкой, а не текстом. Посетитель не может скопировать номер телефона.
  6. У номеров телефонов не указан код страны и города, из-за чего иногородние посетители не могут связаться с компанией без знания кода города.
  7. Номера телефонов скрываются в версии дизайна, адаптированной для мобильных устройств. Также мне встречалась проблема, когда в определенном браузере или при открытии сайта на определенном устройстве номер телефона в шапке «исчезал» и клиенты не могли позвонить в компанию.
  8. Элементы шапки или меню сделаны на Flash, из-за чего они не выводятся на мобильных устройствах.

Ошибки в навигации сайта, ухудшающие юзабилити

  1. Отсутствуют «хлебные крошки». Этот элемент позволяет пользователю перейти на один или несколько уровней выше, а также видеть, в каком разделе и подразделе сайта он находится. Также «хлебные крошки» улучшают внутреннюю оптимизацию сайта.
  2. Цвет ссылок на сайте не отличается от цвета основного шрифта, из-за чего ссылки мало заметны посетителям.
  3. Цвет ссылок не синий. Пользователи привыкли, что текст ссылок – синий. Иной цвет может ухудшить юзабилити сайта.
  4. Ссылки в меню прописаны картинкой, а не текстом. Не столько ошибка в юзабилити, сколько во внутренней оптимизации сайта. Рекомендуется все ссылки в меню делать текстовыми.
  5. В меню не выделяется раздел, в котором находится посетитель. Таким образом, посетитель не видит, в каком разделе он находится.
  6. Боковое меню размещено в правой колонке. Сомнительное решение с точки зрения юзабилити, поскольку пользователи привыкли видеть боковое меню справа.
  7. Меню не дублируется в «подвале» сайта. Системы аналитики показывают, что пользователи активно взаимодействуют с навигацией в «подвале» сайта. Поэтому имеет смысл дублировать ссылки на важные разделы сайта в «подвале», а не только размещать там ссылки на юридические документы.
  8. В меню сайта отсутствуют ссылки на важные разделы. Например, на сайте компании в меню обязательно должны быть ссылки на разделы «О компании», «Контакты», ссылки на услуги или каталог товаров.
  9. Ссылки не реагируют на наведение курсора мыши. Желательно, чтобы ссылки изменяли оформление при наведении курсора. Например, у ссылок менялся цвет.

Ошибки юзабилити в оформлении текстов на сайте

  1. Заголовки и подзаголовки имеют такой же размер, как основной текст. Они не выделяются и не привлекают к себе внимание.
  2. В текстах не используются подзаголовки. Рекомендуется добавлять один подзаголовок на каждые 2000 знаков текста с пробелами.
  3. В текстах не используются таблицы, нумерованные и ненумерованные списки. Тексты набраны «сплошной стеной» – их неудобно читать.
  4. Отсутствие фотографий и других иллюстративных материалов. Фотографии делают текст привлекательнее и способствуют удержанию внимания посетителей.
  5. Фотографии не подписаны. Проверьте, что каждая фотография имеет описание в атрибутах ALT или TITLE.
  6. Кнопки социальных сетей находятся далеко от контента, из-за чего посетители реже делятся контентом в социальных сетях.
  7. В статьях на сайте не выводится дата публикации, из-за чего сложно понять актуальность представленной информации.

Ошибки, ухудшающие юзабилити интернет-магазинов

  1. Отсутствует возможность сортировки товаров в каталоге, нет форм подбора товара по параметрам.
  2. Отсутствуют фотографии к некоторым или всем товарам в каталоге. Ошибкой является размещение фотографий только запакованных товаров без размещения содержимого коробки. Например, фотография упаковки с игрой мало что даст потенциальному покупателю. Необходимо также добавить фотографию, показывающую саму игру.
  3. При заказе товара, имеющего разные варианты расцветок или размеры, нет возможности выбрать конкретную расцветку или размер. Досадная ошибка в юзабилити, способная серьезно снизить уровень продаж.
  4. На карточках товаров отсутствуют блоки с сопутствующими товарами.
  5. Недостаточно подробные описания товаров. Например, в описании детских товаров нужно указывать возраст детей, для который данный товар подойдет.
  6. Отсутствуют оценки товаров, рейтинги, отзывы. Это важная информация, которая может помочь потенциальному покупателю принять решение о заказе.
  7. Излишне сложная регистрация и процесс оформления заказа на сайте. Каждый лишний шаг может серьезно снизить конверсию.

Ошибки на странице «Контакты»

Проверяя юзабилити корпоративного сайта, обязательно откройте страницу с контактами. Проверьте, что на ней нет типичных ошибок. Обратите внимание, что перечисленные ниже проблемы относятся к корпоративным сайтам. Для информационных сайтов они не актуальны.

  1. Отсутствует адрес электронной почты.
  2. Отсутствует график работы компании. Отсутствует информация об обеде или работе в выходные дни.
  3. Отсутствуют реквизиты компании. Особенно эта проблема актуальна для интернет-магазинов.
  4. При наличии нескольких номеров телефонов не указано, какой номер и к какому отделу компании относится.
  5. Указан адрес только одного офиса компании при наличии нескольких офисов, торговых точек, пунктов выдачи и т.д.
  6. Отсутствует схема проезда.
  7. Отсутствует информация, как лучше проехать в компанию на автомобиле, общественном транспорте.

Как проверить и оценить юзабилити сайта?

Ниже размещен алгоритм, следуя которому, вы сможете улучшить юзабилити вашего сайта:

  • Последовательно проверьте ваш сайт по чек-листу, размещенному выше. В нем ровно 50 пунктов для проверки.
  • Отметьте проблемы, которые вы найдете.
  • Составьте техническое задание на исправление ошибок. Если вам потребуется программист для решения проблем, вы можете бесплатно добавить проект на биржу или найти специалиста в каталоге веб-программистов.
  • Исправьте ошибки юзабилити, выявленные на сайте, самостоятельно или при помощи специалистов.

Чтобы оценить эффективность внесенных изменений, полезно измерить основные показатели сайта до и после доработок. При этом минимальный период, который необходимо брать для оценки – месяц до и месяц после доработок.

Сравнивать имеет смысл такие показатели, как:

  • Глубина просмотра.
  • Среднее время визита.
  • Показатель отказов.
  • Уровень конверсии по важным для вас целям.

Резюме

Мы разобрались, как проверить и улучшить юзабилити сайта. Разобрали 50 типичных ошибок юзабилити и внутренней оптимизации. В завершении статьи хочу дать ссылки на дополнительные материалы. Они помогут вам глубже разобраться в проблеме.

Полезные статьи по теме:

Автор: Сергей Антропов (KadrofID: 5)
Добавлено: 12.08.2017 в 00:51
Комментарии (2)
Айк (KadrofID: 28755 )

Неужели есть еще оптимизаторы которые не знают таких базовых требований и не следят за этим ?

07.10.2017 в 19:42

Айк, сайт рассчитан в том числе на начинающих специалистов. Для них данная информация может быть полезной. Да и опытным коллегам, думаю, будет интересно использовать чек-лист в мастер-классе для проверки юзабилити своих сайтов.

07.10.2017 в 22:07

Отправить комментарий

Консультации