Правки после сдачи проекта: что делать, если их прислал клиент?

Правки после сдачи проекта: что делать, если их прислал клиент?

Вы сдали проект. Прошло какое-то время, и клиент прислал правки. Формально вы можете их не вносить – ведь проект принят – либо попросить доплату. Но чутье подсказывает, что оба варианта вызовут претензии у заказчика. Что делать? Давайте разберемся! Для начала взглянем на ситуацию глазами клиента и фрилансера.

Ситуация глазами клиента

Для заказчика картина выглядит так. Он заказал работу, получил результат. Что-то не предусмотрел или упустил в ТЗ, бывает. Но ведь исполнителю не сложно внести мелкие правки, и выручить по дружбе клиента? Конечно, исполнитель может попросить доплату. Но разве он не понимает, что заказчик – тоже человек, и может немного ошибиться или что-то упустить? Пусть внесет правки по дружбе, в счет следующих заказов.

Важно учитывать, что далеко не каждый человек способен признавать свои ошибки. Многие люди обвинят в своих ошибках другого человека, а именно – исполнителя. Например, отказываясь вносить правки, вы можете услышать упреки вроде: «Но вы же, как профессионал, должны были предупредить, что здесь нужно сделать иначе?»

Иногда у клиента просто нет денег для оплаты правок, а работа нужна. Поэтому все, что остается делать – просить исполнителя поработать бесплатно.

Ситуация глазами фрилансера

Мне заказали проект, я его сделал по ТЗ. Мне заплатили, а теперь просят потратить дополнительное время (считайте – деньги) на задачу, которую никто не оплатит. Если я внесу правки бесплатно, заказчик может снова и снова просить что-то доработать.

Естественно, без денег. А мне это надо?

Как выйти из ситуации, когда клиент прислал правки после сдачи работы?

Действия зависят от наличия технического задания на проекте и первоначальных договоренностей с клиентом:

Наличие технического задания на проекте Предупреждали о том, что правки вносятся за доплату Что делать?
Нет Не важно
  1. Попросить клиента прислать полный перечень правок, которые необходимо внести в проект.
  2. Предупредить, что последующие правки будут вноситься за доплату, поэтому список правок должен быть полным.
  3. После доработки проекта согласно полученному списку получить письменное уведомление от клиента, что проект сдан, претензий по качеству работ нет.
  4. Если клиент снова обратится с просьбой внести правки, попросить доплату, поскольку ранее вы все правки внесли, проект сдали, претензий к вам не было, про доплату вы предупреждали.
Есть Нет
  1. Если правки относятся к той части работы, которая не соответствует ТЗ – исправить ошибки бесплатно.
  2. Если работа полностью соответствует ТЗ, объяснить, что правки расширяют ранее согласованный объем работы, и попросить доплату. В случае настойчивости клиента предложить компромисс – небольшие правки внести бесплатно, остальные – за небольшую доплату. Последующие правки вносить только за доплату.
Есть Да
  1. Если правки относятся к той части работы, которая не соответствует ТЗ – исправить ошибки бесплатно.
  2. По остальным правкам объяснить, что эта работа находится за рамками согласованного ТЗ, поэтому будет вноситься за доплату. Рассчитать стоимость доплаты, озвучить ее клиенту.

Как правило, если вы предупреждали клиента о доплатах и на проекте есть ТЗ, проблем не будет. Клиент согласится доплатить за дополнительные работы.

Как избежать проблем с правками в будущем?

Чтобы клиенты не присылали просьбы бесплатно внести правки в проект после его сдачи, необходимо предпринимать следующие действия:

  1. Составлять четкое и однозначное техническое задание на проект. Иначе клиент может попросить внести правки, поскольку «результат не соответствует ТЗ». Важно понимать, что дополнительную оплату можно просить только за правки, которые выходят за рамки ТЗ. Если в проекте что-то сделано не по ТЗ, то это ошибки, а не правки. Ошибки исправляются бесплатно. Другое дело, что при нечетком ТЗ под «ошибки» можно подвести практически любые правки.
  2. До начала работы предупреждать всех клиентов, что после сдачи проекта все правки вносятся за дополнительную плату (кроме ошибок – они устраняются бесплатно). В ряде сфер можно предлагать после реализации проекта его сопровождение. Например, после сдачи сайта предложить его сопровождение за дополнительную плату. В рамках сопровождения вносить правки.
  3. Письменно фиксировать факт передачи проекта заказчику и факт отсутствия претензий к качеству выполненных работ. Запомните: устные согласования грозят тем, что заказчик в будущем откажется от своих слов. Или скажет, что его неверно поняли и проект на самом деле не сдан.
  4. Предлагать клиентам сопровождение проектов. Если клиенту понадобится расширить функционал продукта или что-то доработать, он сможет это сделать в рамках платного сопровождения.
  5. Индивидуально подходить к каждому случаю, ведь ситуации у клиентов бывают разные, и для каждого случая инструкцию не сделаешь.

Если у вас остались вопросы, обязательно добавьте их в комментарий к статье. Постараюсь дать совет по каждой конкретной ситуации.

Также рекомендую прочитать другие статьи, которые помогут выстраивать конструктивные отношения с заказчиками:

Автор: Сергей Антропов (KadrofID: 5)
Добавлено: 07.08.2017 в 14:11
Комментарии (0)

Отправить комментарий

Консультации